postheadericon Исследование состояния фонетической системы речи

3Для исследования состояния фонетической системы речи нужно проверить состояние звукопроизношения, состояние звукослоговой структуры слов, наличие разных видов интонации. Состояние звукопроизношения сначала проверяется в отраженной речи — ребенку предлагается произнести звуки изолированно и в слогах (открытых, закрытых, со стечением со¬гласных). Для исследования состояния звукопроизношения в словах и во фразах используется картинный материал. Картинки подбираются таким образом, чтобы ребенок при их назывании продемонстрировал, как он произносит звуки в разных позициях — в начале, середине, конце слов. Для исследования состояния звукослоговой структуры слов предлагается с опорой на картинки назвать слова, имеющие разную звукослоговую структуру. Для исследования интонационных способностей предлагаются картинки разного содержания, позволяющие воспроизвести возгласы «Ай» или «Ой» с разной интонацией. Кроме того, даются картинки, соответствующие произнесению фраз с разной интонацией.
Вывод об условиях формирования фонетико-фонематической системы у ребенка можно сделать после обследования состояния дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата.
При исследовании дыхания определяются:
• тип — диафрагмальное, грудное, ключичное дыхание;
• объем — достаточный для произнесения 10 слогов или менее (указать количество);
• ритм — ровное или неровное дыхание;
• темп — нормальный, учащенный.
При исследовании голоса существенными являются следующие характеристики:
• голосоподача — мягкая, твердая, придыхательная;
• сила — нормальная, слабый голос;
• тембр — обычный, носовой, приглушенный;
• модуляция — модулированный (присутствует изменение высоты звука), смодулированный.
При исследовании артикуляционного аппарата сначала проверяется его анатомическое строение. Так, к отклонениям в строении губ относятся: расщелина губы — хейлоскиз; увеличенный размер верхней губы, выступание ее и нависание над нижней губой — прохейлия.
Отклонения в строении челюстей приводят к изменению их соотношения — прикуса. Нормальный (ортогнатический) прикус выражается в том, что фронтальные резцы верхнего и нижнего зубного рядов соприкасаются, причем либо верхние резцы перекрывают нижние на 1/3, либо нижние резцы перекрывают верхние на то же расстояние.
Изменения прикуса: — Прогнатия (дистальный прикус) — верхний зубной ряд за¬метно выступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с нижним зубным рядом. — Прогения (мезиальный прикус) — нижний зубной ряд вы¬ступает вперед, фронтальные резцы не соприкасаются с верхним зубным рядом. — Прямой прикус — фронтальные резцы соприкасаются режущими поверхностями, не перекрывая друг друга.
— Перекрестный прикус — смещение верхней и нижней челюстей относительно друг друга в горизонтальной плоскости.
— Глубокий прикус — верхние фронтальные резцы полностью перекрывают нижние или наоборот.
— Открытый прикус — отсутствие смыкания между зубными рядами во фронтальной плоскости (прямой открытый при¬кус) или сбоку (боковой открытый прикус).
— Сужение челюстей. Может быть сужение верхней или ниж¬ней челюсти, одностороннее или двустороннее.
— Микрогнатия — малый размер верхней челюсти по отношению к нижней.
— Микрогения — малый размер нижней челюсти по отношению к верхней. Проблемы расположения зубов:
• Расположение отдельных зубов внутри зубной дуги. Расположение верхних зубов внутри зубной дуги обозначается как «нёбное положение», расположе¬ние нижних зубов — «язычный наклон резцов».
• Диастема — промежуток между резцами. Диастема может быть медиальной (посередине) или латеральной (сбоку).
Отклонения в строении нёба: расщелины нёба — палатосхиз; послеоперационные рубцы; высокое (синонимы: готическое, куполообразное, глубокое) нёбо. Высокое нёбо характерно для детей раннего возраста.
Отклонения в строении языка: макроглоссия — большой размер языка по отношению к размеру нижней челюсти; микроглоссия — малый размер языка по отношению к размеру нижней челюсти; укороченная подъязычная связка. Обычно подразумевается не размер подъязычной связки, а расстояние от кончика языка до места прикрепления подъязычной связки. В норме оно примерно равно длине конечной фаланги большого пальца пациента.
Далее необходимо проверить состояние оральных моторных функций, участвующих в произношении. Способность к выполнению основных артикуляционных движений выявляется при проверке подвижности губ, языка, мягкого нёба.
Подвижность губ: оскал; вытягивание губ вперед.
Подвижность языка: высовывание распластанного языка; подъем кончика языка на верхнюю губу; опускание кончика языка на нижнюю губу; движения кончика языка вправо-влево; облизывание губ; высовывание узкого языка.
Подвижность мягкого неба: произнесение «а» с открытым ртом.
Перечисленные движения нужно оценивать по следующим параметрам:
— Объем выполнения артикуляционных движений.
— Симметричность выполнения артикуляционных движений.
— Синхронность дыхания, фонации и артикуляции.
При обследовании детей с ДЦП особенно важно определить наличие неврологической симптоматики в оральной области. К такой симптоматике относятся:
• повышенное слюноотделение (саливация);
• повышенный, переменный или пониженный тонус мышц;
• наличие синкинезий;
• наличие гиперкинезов;
• наличие атаксии;
• нередуцированные рефлексы орального автоматизма.
Наличие оральной апраксии может быть выявлено только в автоматизированных движениях, сформированных прижизненно. К таким движениям можно отнести произвольную улыбку, складывание губ в трубочку при выдувании воздуха, произвольное облизывание губ и т. п. Безусловно, к таким движениям относятся и движения, производимые во время еды. Однако выявление апраксии в движениях, не связанных с произношением, вряд ли дает ключ к разгадке проблем произношения. Как уже было сказано ранее, у детей с неврологической патологией оральной области артикуляционный праксис всегда формируется специфически.
В связи с тем, что для детей с ДЦП наиболее характерной патологией является дизартрия, остановимся подробнее на диагностике этого расстройства речи.
Диагностика дизартрии проводится на основании совокупности лингвистических, психологических и неврологических симптомов. В качестве лингвистических симптомов дизартрии прежде всего выступают разнообразные нарушения фонетической стороны речи. Характерно боковое и межзубное произношение с хлюпающими призвуками. В то же время следует учесть, что и боковое, и межзубное произношения не обязательно являются признаками дизартрии. Они могут быть вызваны и открытым прикусом, подражанием и другими причинами.
Для понимания механизма нарушенного произношения важно не столько констатировать характер отклонения (межзубное, велярное и т. п.), сколько оценить, почему образовался такой способ произношения. Например, в основе губно-зубного произношения свистящих лежит не чрезмерная активность губ, а неспособность образования их язычным способом.
Для анализа нарушений произношения важным является тот факт, что при врожденной дизартрии специфически про¬ходит сам процесс формирования фонетико-фонематической системы, на который оказывают влияние следующие факторы. — Недостаточная или неправильная подача воздушной струи.
Это приводит к смещению артикуляции в задние и средние
отделы артикуляционного аппарата, к появлению носового
призвука.
— Нарушения управления работой мышц нёбно-глоточного кольца, что может быть причиной назализации ротовых звуков.
— Параличи, парезы, гиперкинезы, атаксия в оральной области. Они затрудняют формирование артикуляционно сложных звуков, но в большей степени влияют на скорость произношения и слияния звуков. В связи с этим в речи наблюдается замедленный темп произношения, смазанность, наличие призвуков.
— Повышенное слюноотделение (саливация) является причиной хлюпающих призвуков.’
— Искаженное формирование фонематической системы. Этот фактор является наиболее значительным в процессе формирования произношения у ребенка с дизартрией. Ребенок с дизартрией воспринимает свою речь как нормально звучащую (это закономерность онтогенеза речи) и настраивает свою фонетическую систему в соответствии со своими искаженными представлениями о том, как должна звучать речь. И таким образом формируется другой центральный симптом дизартрии:
— искаженное формирование артикуляционного праксиса.
К психологическим симптомам можно отнести проблемы коммуникации в условиях неадекватного педагогического сопровождения.

По материалам книги: Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930