postheadericon Быть лучшим во всем — это не цель гонки длиной в 11 лет.

Как мы обычно мотивируем ребенка, который не хочет делать уборку / домашнее задание / читать летний список литературы?

  • Есть такое слово — «надо».
  • Ты весь день ничего не делаешь, имей уже совесть.
  • Сейчас поработаешь, потом можешь поиграть.
  • Спасибо мне еще потом скажешь.
  • Никого твои «хочу» не волнуют.
  • В сентябре без подготовки труднее будет.
  • Это важно для твоего будущего.
  • Сын (дочь) моей подруги уже наверняка все сделал(а).
  • Не будешь учиться — не сможешь потом работать.

Учиться мотивировать ребенка и показывать ему, как планировать свою деятельность, можно… на том, что ему уже нравится делать.

  • Наблюдайте за детьми, чтобы понять их интересы.
  • Проявите свою заинтересованность. Даже если то, на чем сфокусировался ребенок, сильно отличается от того, чем бы вы хотели его заинтересовать.
  • Найдите способ связать «нужное» и «любимое» через навыки. Это самый распространенный совет педагогов-психологов.

Комиксы, например, могут стать прекрасным способом потренироваться читать.

Занятия математикой на пикнике помогут избавить ее от ореола «парта-учебник-ручка-скучно!».

Урок музыки, на котором можно разучить любимые мелодии из TikTok, перестанет быть столь нежеланным.

Совместная зарядка с друзьями, которую дома разрешила мама, имеет все шансы стать традицией.

На аналогичном принципе строятся материалы для дошкольного развития.

Предложение «Давай потренируемся говорить правильно» для ребенка выглядит непривлекательно. Идеи раскрасить трех друзей — енотов, посчитать зайцев на сосне, спасти дракончика из лабиринта, придумать свой стишок про золотую рыбку звучат куда интереснее. Одна из лучших серий с таким комплексным подходом — «Мультитренажер» Натальи Теремковой (Бином Детства). Там несколько частей, распределенных по временам года.

У детей, которые слишком часто терпят неудачи и не получают похвалы за свои попытки, может развиться выученная беспомощность. Они будут чувствовать себя неудачниками «в любом случае» и потеряют мотивацию что-либо делать из-за отсутствия уверенности в способности достичь цели. И это самая частая причина стресса, «лени» и апатии уже в подростковом возрасте.

  • Ну куда ты лезешь?
  • Дай сюда, я сама сделаю!
  • Ты просто не старалась.

Такие фразы, вырывающиеся у каждого взрослого, увы, демотивируют наших детей хуже нелюбимой математики и страшного мытья полов.

Рекомендации:

  • Убедитесь, что у ребенка есть шанс на успех. Не отправляйте его на битву с драконом, если из оружия только картонный меч. Не требуйте первого места на турнире по шахматам, когда она любит рисование. Дети очень хотят порадовать родителей, и неудача в этой ситуации будет восприниматься еще и как «предательство», потому что «мама так хотела мной гордиться…»
  • Ставьте разумные ожидания перед сложными, но достижимыми задачами.
  • Помогите детям увидеть себя успешными людьми, хваля их за успехи и рассказывая о своих собственных достижениях.
  • Убедитесь, что ребенок точно знает, что именно от него ожидается. Если ваш школьник с трудом справляется с домашними заданиями, возьмите за привычку подходить и разбирать с ним вместе, в чем смысл упражнения и что требуется выполнить. Непонимание условий загоняет в состояние стресса чаще, чем сложность самого процесса.

Разговор о важности усилий вряд ли заставит детей изменить свой образ жизни, зато выработает стойкое недоверие к ценности ваших слов. Какими бы прекрасными ни были ваши намерения.

Рекомендации:

  • Не делайте акцент на прошлых и не всегда удачных результатах. Забудьте на время про аргумент «В прошлый раз ты не дописал упражнение, потому что отвлекался, и вот — получил тройку». Сосредоточьтесь на будущих: «Похвала и поздравления — это всегда так приятно. Как думаешь, что можно сделать, чтобы у нас все получилось?»
  • Предложите ребенку самостоятельно оценить свою работу. В школе за него решает учитель, дома — вы. Хотя бы летом можно попробовать другой вариант. Есть множество полезных изданий и сайтов с заданиями для самопроверки, которые разовьют так называемое мышление роста — основу развития ребенка.

Почему учителя и родители пытаются изо всех сил мотивировать детей? Мы хотим как лучше. А еще хотим контролировать процесс, потому что нам одним известна тайна «как лучше». Мы говорим, когда и как делать домашнее задание, когда смотреть телевизор, когда гулять с друзьями, что можно рисовать, кому писать, куда ходить и как себя вести. Вот только чем больше дети чувствуют, что они не решают, как организовать свою жизнь («Вот будет тебе 18, делай, что хочешь!»), тем меньше вероятность того, что они будут придерживаться чужих решений.

Рекомендации:

  • Не делайте работу за ребенка — вы приучаете его к несамостоятельности, на которую потом будете жаловаться.
  • Предоставьте возможность участвовать в процессе принятия решений — даже если это выбор, что будет на завтрак или какое задание из трех по окружающему миру будет выполнено первым.
  • Помните, что переговоры, даже если дипломату с другой стороны 5 лет, — это мощный инструмент, который позволит избежать конфликтов.

Измените свое восприятие образовательного процесса. Поместите то, что получается у ребенка лучше всего, в фокус ваших наблюдений и усилий. Детям для развития грамотной самооценки и устойчивости психики очень нужно добиться успеха в одной-двух областях, а не считать себя «средними» сразу во всех. Даже если это будет геология вместо биологии и географии.

Даже самые немотивированные и склонные к деструктивному поведению дети изменятся, когда найдут свою суперсилу. Не отказывайте им в праве искать. Кстати, специалисты по карьерному развитию напоминают: поколения зумеров и «альфы» не будут работать на одной работе всю жизнь. Так что учиться искать себя — желанный навык в нашей реальности.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930