Как мы говорим.
Органы дыхания подают струю воздуха, необходимую для образования голоса. Начинают работать голосовые связки, образуется голос. Система воздушных полостей – резонанс, усиливающий звук голоса. В результате активной деятельности органов произношения (язык, губы, нижняя челюсть) образуются звуки речи. Язык и губы совершают движения, принимают различное положение, мягкое небо открывает и закрывает проход в нос.
Когда струя воздуха свободно проходит через рот, образуются гласные звуки, в основном благодаря языку и губам: а, о, у, и, э.
А согласные звуки образуются в результате возникновения в ротовой полости различных преград с помощью языка и губ.
Большинство детей на четвертом году жизни произносят почти все звуки, но некоторые все еще испытывают определенные трудности с шипящими (ш, ж) или сонорными (р, л). Неправильно употребляется ударение, допускаются перестанов- ки, замены, выпадение слогов.
Малыш произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом — нет.
Нередко — по мере появления нового звука — он употребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, например, с появления звука ш — ж, он начинает заменять ими звуки с – з: САНИ – ШАНИ, ЗАЙКА — ЖАЙКА. С появлением звука р, заменяет звук л: ЛАПТИ – РАПТИ, ЗЕРКАЛО – ЗЕРКАРО. Если речь не чистая, неправильно произносятся большинство звуков, твердые согласные смягчаются и т. д., следует обратиться к логопеду, продолжая заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой.