postheadericon Развитие звуковой стороны речи.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития звуковой культуры речи. Однако, несмотря на огромное значение этой работы для формирования гармоничной личности, установления детьми социальных контактов, для подготовки к школе, детские сады не используют все возможности с тем, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. Несовершенство звукопроизношения младших дошкольников принято рассматривать как естественную закономерность, которая изживается сама собой. Поэтому в практике работы не уделяется должного внимания развитию звуковой стороны речи в младшей и средней группах детского сада.

Правильное звукопроизношение является ведущей линией развития речи детей младшего дошкольного возраста. Содержание работы включает воспитание правильного произношения гласных (как подготовка к артикуляции более трудных звуков), произношение твердых согласных звуков: б, м, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц, (подготовка к произношению свистящих, шипящих, сонорных звуков), развитие речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата. Ведущей формой обучения в младшем дошкольном возрасте являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Исследователями доказано, что в коллективных занятиях по звуковой культуре речи продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Огромное значение имеет и время начала обучения. Наибольший эффект дает обучение, которое начинается на более ранних этапах дошкольного детства.

Со средней группы необходимо осуществлять      индивидуальную работу с детьми, имеющими дефекты в произношении звуков. В этой работе важны планомерность, систематичность, соответствие этапам обучения звукопроизношения. Первый — подготовительный, второй – постановка звука, третий – закрепление и автоматизация звука, четвертый – дифференциация смешиваемых звуков. Учет индивидуальных особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, выразительной речи. Необходимо учить детей дифференцировать пары звуков, упражнять в различении свистящих и шипящих звуков, а также твердых и мягких звуков, изолированно, в словах, во фразовой речи. Такие упражнения целесообразно сочетать с подготовкой к звуковому анализу речи.

Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи хорошо использовать чистоговорки, загадки, стихи, скороговорки. Произносить их, например, шепотом, вполголоса, громко, или медленно, умеренно, быстро. Через специальные упражнения побуждать дошкольников пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией.

Взаимосвязь между обучением на занятиях и упражнениями вне их должна определяться этапом работы над звуком. Так, постановку звука целесообразнее давать на специальных занятиях, а упражнения на закрепление и на занятиях, и вне их. Подготовительную работу по постановке звука удобнее проводить не на занятиях. В утренние и вечерние часы, на прогулках хорошо организовывать разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031