postheadericon Размышления вслух. Визель Т.Г.

ВизельТГ

О специалистах. В России у 70–80% детей наблюдается задержка психоречевого развития. Многие дети также, например, страдают агнозией — ребенок видит предметы, осязает их, слышит звуки, но не может понять, что они означают. У нас немало учреждений, оказывающих помощь детям с нарушениями высших психических функций (ВПФ: восприятие, память, мышление, речь. — БГ). Беда в том, что специалисты, работающие в этих учреждениях, часто не имеют достаточной квалификации — им не хватает знаний о том, почему развивается та или иная патология. Соответственно, очень трудно правильно подобрать методы борьбы с ней. Причинами нарушений ВПФ занимается нейропсихология. Эта дисциплина относительно новая, и, к сожалению, она с большим скрипом вводится в вузах. Специалистов-нейропсихологов готовит только факультет клинической психологии МГУ, но 30–40 выпускников в год — это очень мало. Нейропсихологию необходимо преподавать не только в медицинских, но и в педагогических институтах.

Откуда берутся лентяи. Ребенок в школе может получить ярлык «хулиган» или «лентяй». Но на самом деле ленивых детей очень мало. Лень — это инертность, ребенку лениться — это все равно что лениться жить. И дети, которых называют хулиганами и лентяями, чаще всего нездоровы: у них либо повышено, либо понижено внутричерепное давление. Это приводит к гипердинамии (ребенок слишком подвижен) или к гиподинамии (ребенок малоактивен). И детей таких нужно не наказывать, а лечить, проводить с ними психокоррекционные занятия. По моему опыту, когда учителя, которым сообщают эти сведения, прислушиваются и меняют тактику взаимоотношений с ребенком, потом удивляются — мол, почему нам этого не сказали раньше.

О детских садах и школах. Во многих детских садах занятия по подготовке к школе поставлены во главу угла. Но ни в коем случае нельзя превращать детские сады в мини-школы. Это сокращает время для подвижных игр и снижает мотивацию к обучению в школе: пропадает момент новизны. Ребенку торжественно заявляют: «Ты теперь школьник, взрослый человек, у тебя все будет по-другому». Он приходит в школу, а там все то же самое. Разочарование. Некоторые дети и вовсе не хотят на следующий день идти в школу, заявляя, как это сделал один мальчик: «Я уже там был».

Как обучать левшей. В школе и левшей, и правшей учат одинаково — буквы соединять в слоги, слоги соединять в слова. Такой метод называется аналитико-синтетическим. Для левшей он не годится. Они запоминают слово как иероглиф, целиком, и уже потом из него выделяют отдельные буквы. Если же таких детей заставляют использовать аналитико-синтетический метод, они потом не любят читать. Им трудно, неприятно, некомфортно читать. Вот если на начальном этапе разделить детей, одних учить от букве к слову, а других — от слова к букве, то дело пойдет гораздо лучше. И тогда не будет претензий к детям, что они невнимательны, не слушают и т.п. В школах чтение по догадке расценивается как преступление, а левша ведь иначе и не овладеет им, чтение по догадке — это нормально, постепенно это проходит, и левша начинает прекрасно читать так же, как и другие дети.

О речи и ее задержке. Ребенок в возрасте четырех-пяти-шести лет может оставаться интеллектуально нормальным и не иметь речи. Но если она не разовьется в семь-восемь-девять лет, то ребенку грозит умственная отсталость — без речи дальше мышление не развивается. Отклонения реально обнаружить уже в месячном-полуторамесячном возрасте. По тому, как ребенок сосет материнскую грудь, можно судить о развитости мышц артикуляционного аппарата. В нормальной ситуации младенец это делает очень активно, у него даже капельки пота выступают на лбу. Если же он не может применить достаточно усилий, значит, мышцы слабые. В этом случае речь или задерживается в развитии, или же вообще может не появиться, или появится в искаженном виде. От координации движений ребенка во многом зависит такая важная функция, как внимание. Если приглядеться, можно заметить, что у расхлябанных детей (плохая походка, плохое чувство ритма) со вниманием хуже. Если ребенок не координирован двигательно, он вполне может и позже заговорить. Есть нормативы, когда ребенок должен начать ходить, говорить и так далее. Мама за этим обязана следить. Если ребенок не укладывается в сроки, надо идти к специалистам, а специалисты скажут, отчего не укладывается: оттого что движения плохие, оттого что ритмы не улавливает, оттого что у него очень выраженное левшество или оттого что у него между речевыми зонами нет нужных связей. Ребенок может сам заговорить позже, потому что у него созревание мозговых структур такое. Но случаев, когда все само проходит, немного. Ждать нельзя. Даже если это природный темп развития, а специалист ошибется и станет стимулировать ребенка, плохого ничего не будет.

Об осознании неполноценности. К счастью, маленькие дети с нарушениями очень редко ощущают себя неполноценными. Они могут испытывать дискомфорт и отстраняться, но так называемой невротической переработки дефекта у них, как правило, нет. А вот дети постарше уже личностно себя оценивают, и им дефекты очень мешают. Если есть невротическая переработка, последствия могут быть гораздо более серьезными, чем сам дефект: деформируется характер, человек становится замкнутым, агрессивным. Все это очень замедляет процесс налаживания функций. И в таком случае нужно не просто исправлять дефект, а вести психотерапевтическую работу. То же заикание у взрослых людей — как правило, его и нет, этого заикания, а есть память о нем. И взрослые заикаются потому, что они знают, что они заикаются, они помнят свою речь именно такой. А если бы вспомнили свою речь другой — говорили бы нормально.

 

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930