Три традиционных психотипа плюс один новый
Ребенок начинает воспринимать различные стимулы из окружающего мира с самого рождения (а точнее, еще до того, как появится на свет). Они поступают по трем основным каналам: через зрительные образы, звуки и осязание. Для полноценного исследования мира важны все эти каналы, но их значение меняется с возрастом. Например, зрение и слух младенца не так хороши, как у детей постарше, — они еще продолжают развиваться.
Поэтому главным инструментом освоения мира у маленьких детей становится осязание (иными словами, кинестетический канал восприятия информации). Для них очень важны прикосновения, а еще, как известно, малыши все на свете тянут в рот, стремясь попробовать на вкус. С возрастом гораздо большее значение приобретает зрение, то есть визуальный канал восприятия информации.
Но далеко не всегда он становится ведущим, и не все вырастают так называемыми визуалами. Для кого-то остаются главными именно прикосновения, ощущение вкуса, температуры и другие «телесные» сигналы (таких людей называют кинестетиками), а кто-то больше «настроен» на восприятие звуковой информации, и тогда речь идет об аудиалах.
В последние годы наряду с визуалами, аудиалами и кинестетиками специалисты все чаще начинают выделять еще один тип восприятия — дигиталов. Это люди, которым важно все систематизировать и разложить по полочкам, и они лучше всего воспринимают различные схемы, цифры и графики. Для них главный способ познания мира — логические рассуждения.
Конечно, в чистом виде эти типы почти не встречаются, и подавляющее большинство людей совмещает качества разных психотипов в тех или иных пропорциях. У психически здоровых детей развиты все каналы, однако один из них ведущий, и это врожденное свойство.
Почему важно знать психотип ребенка.
Безусловно, родителям нужно стараться развивать все каналы восприятия. Однако если с раннего детства подавать малышу информацию, исходя из того, как ему удобнее воспринимать окружающий мир, то он быстрее развивается, лучше учится и в целом чувствует себя более счастливым. Ведь если ребенка-визуала «таскать» через силу в музыкальную школу, то хорошим музыкантом он все равно вряд ли станет, а вот неприязнь к инструменту получит на всю жизнь.
Но все может повернуться совсем по-другому, если отвести такого ребенка в школу рисования. А вот ребенку-кинестетику гораздо интереснее кисточек и красок могут быть пластилин или глина. Или, как вариант, спортивная или танцевальная секция — ведь у кинестетиков обычно прекрасно развиты моторная память и координация движений.
То же самое и в школе: при одинаковой подаче материала одни дети успевают его освоить, а другие отстают. И не потому, что кто-то умнее или глупее, а потому, что информацию нужно преподносить различными способами и вид задач должен быть разным. Например, если учитель молча записывает новый материал на классной доске, то можно предположить, что дети-визуалы усвоят его лучше других. Кинестетики тоже неплохо справятся, потому что будут «запоминать телом» благодаря своим записям в тетради. А вот бедным аудиалам, скорее всего, придется несладко.
Особенности детей-визуалов.
Визуалу дошкольного возраста достаточно дать в руки бумагу с карандашами, виммельбух или книжку с картинками, и тогда малыш может не беспокоить родителей часами. Для школьника-визуала, который, по сути, мыслит картинками, большое значение имеют красочные наглядные пособия: фильмы, презентации, атласы, плакаты и карточки.
А вот устную речь такой школьник усваивает плохо, поэтому объяснять ему что-то на словах приходится не по одному разу. Поэтому лучше сопровождать объяснения заметками, подчеркивая и выделяя цветом ключевые моменты. Ребенку-визуалу также важно модно одеваться и опрятно выглядеть, ведь он озабочен тем, как его видят другие. А вот прикосновения (особенно со стороны посторонних) визуалы не жалуют.
Особенности детей-аудиалов.
Аудиалы, в отличие от визуалов, отлично воспринимают информацию на слух: они запоминают детали сказанного учителем, родителями или другими собеседниками, чутко улавливают оттенки интонации, быстро разучивают стихи и проявляют способности к языкам. При этом они могут начисто забыть, как выглядела физическая формула, но способны вспомнить ее на слух.
Если такой ребенок начал говорить, лучше дослушайте его мысль до конца, не перебивая, — аудиалы этого не любят. Зато они большие любители поспорить или просто поговорить, выдумать удивительную историю, послушать музыку или стихи. Учиться такому ребенку удобнее всего по лекциям, а книги «читать» в аудиоформате. Вместе с тем у детей-аудиалов нередко возникают трудности с орфографией и чтением, а внимание их часто рассеянно. Поэтому для лучшей концентрации им желательно проговаривать свои действия вслух.
Особенности детей-кинестетиков.
Кинестетик живет в мире телесных ощущений. Эти дети быстрее других учатся ползать и ходить, да и в дальнейшем остаются неугомонными: бегают, прыгают, играют в активные игры. Как и аудиалам, им сложно концентрировать свое внимание, тем более что их постоянно что-то отвлекает: колет, чешется, давит, слишком холодно или чересчур жарко. Поэтому кинестетики часто тянутся к комфортной одежде и обстановке в целом, а внешний вид отходит на задний план. Самый надежный способ запомнить информацию для них — записать либо изучить на примере макета или модели, которые можно потрогать.
В школе детям-кинестетикам просто необходимо побегать на перемене, чтобы скинуть накопившееся напряжение. Во время приготовления домашнего задания им тоже нужны частые перерывы с моторной разрядкой. Также полезно давать им мелкие поручения, связанные с движением, — например, помочь с работой по дому.
Особенности детей-дигиталов.
Дигиталы — люди обстоятельные, поэтому такому ребенку важно все как следует обдумывать. По сравнению с другими детьми для него важны смысл, рациональность и функциональность, а эмоции отходят на задний план.
Для таких детей сказанное слово — не пустой звук, а итог большой внутренней работы. Поэтому они обычно производят впечатление зажатых и немногословных. Вместе с тем прямолинейны и говорят то, что думают, а фантазии аудиалов кажутся им какой-то чепухой. Вообще, дигиталы во многом похожи на кинестетиков, но в отличие от них они не любят жестикулировать во время разговора, а прежде чем куда-то пойти или что-то сделать, прокрутят это в голове и решат, как лучше воплотить в жизнь задуманное.
Ребенок-дигитал с удовольствием разбирает игрушку вместо того, чтобы играть с ней, — ведь понять, как она устроена, ему гораздо интереснее. Он с легкостью учится с помощью книг, конспектов и схем, проявляет способности к точным наукам. А вот совершать лишние движения ума и тела не любит, и поэтому ему непросто на уроках литературы или физкультуры.
Определить психотип ребенка может помочь простая игра на воображение. Предложите ему представить себя в лесу и описать, что он чувствует. Аудиал расскажет о поющих птицах, шелесте листвы в кронах деревьев, шуме дождя или проезжающего вдалеке поезда. Визуал опишет вам пейзаж, который «видит» в своем воображении: деревья, листья, цветы, тропинки, небо. Кинестетик, возможно, закроет глаза и расскажет о запахе хвои, дуновении ветра, ощущениях от прикосновения к влажной траве. Дигитал же, скорее всего, начнет разрабатывать план, в какую сторону из этого леса выйти, и спросит, имеются ли у него при себе в этом воображаемом лесу компас и карта.