Цикл занятий по развитию фонематического слуха и навыков звуко-буквенного анализа.
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка». Д.Б. Эльконин
Цикл занятий по развитию фонематического слуха и звуко-буквенного анализа.
Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем основой грамотного письма (фонематический слух – способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова). В понятие «фонематический слух» входит также умение различать твердые и мягкие согласные, умение делить слова на слоги, умение различать слова, отличающиеся только одним звуком, умение определять место заданного звука в слове. Все эти умения очень важны для последующего обучения в школе.
Развитие звуко-буквенного анализа предполагает умение последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими знаками и буквами, что в дальнейшем позволит детям грамотно писать. Умение переводить письменные знаки в звуки позволит научиться хорошо читать.
Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим.
Звуки бывают:
Гласные – эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным цветом.
Согласные – эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов и губ. Твердый звук обозначаем синим цветом, мягкий звук обозначаем зеленым цветом.
Гласные звуки и буквы.
А, О, У, И, Э, Ы гласные звуки.
А, О, У, Э, Ы гласные первого ряда, обозначают твердость согласных звуков, после которых следуют.
Я, Ё, Ю, Е, И гласные второго ряда, обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют.
Я, Ё, Ю,Е обозначают два звука, если: 1. Стоят в начале слова. 2. После гласной. 3. После разделительных Ь, Ъ.
Согласные звуки и буквы.
Л, М, Н, Р, Й непарные звонкие. Х, Ц, Ч, Щ непарные глухие.
Звонкие Б, В, Г, Д, Ж, З Глухие П, Ф, К, Т, Ш, С
Ж, Ц, Ш всегда твердые. Й, Ч, Щ всегда мягкие.
Слог – это один гласный звук или сочетание одного или нескольких согласных с гласным. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Открытые слоги оканчиваются на гласный звук, закрытые – на согласный звук.
Согласные звуки произносятся кратко, без добавления гласного звука:
[д], а не [дэ],[м], а не [мэ], [с], а не [сэ], [б], а не [бэ] и так далее.Любое слово состоит из трех частей (не путать со слогами):
— начало слова (первый звук);
— середина слова;
— конец слова (последний звук).
Например: КОШКА – звук [к] – первый , звук [а] – последний, [ошк] – середина слова.
Предлагая ребенку определить место звука в слове, выбирайте слова, в которых заданный звук находится в твердой позиции (под ударением), поскольку в безударной позиции звук редуцируется (изменяется). Слово «облака» мы произносим как [аблака], слово «корова» — [карова], слово «окно» — [акно].