postheadericon Артикуляционная гимнастика.

Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвиж­ные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо.  Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль­ных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуля­ционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про­цессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционно­го аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Сначала упражне­ния выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зер­кало убирают, и функции контроля берут на себя собственные, кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и по­ложения органов артикуляционного аппарата).

Количест­во повторений до 15—20.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напря­жено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Упражнение для губ.

  1. «Улыбка». Цель: вырабатывать умение удерживать губы растянутыми. Описание: Максимально растянуть губы в стороны и удерживать в улыбке на счёт от одного до пяти. Зубы не видны.
  1. «Трубочка». Цель: вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность. Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд длинной трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
  1. «Улыбка – трубочка». Цель: вырабатывать движения губ вперёд, укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность. Научить дифференцировать положение губ. Описание:  Чередовать движения растягивания губ в стороны и вытягивание губ вперёд. Движения выполнять под счёт с фиксацией артикуляционных позиций.

Упражнения для языка.

  1. Массаж языка

Цель: Расслаблять мышцы языка путём самомассажа. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном состоянии при открытом рте под счёт до пяти – десяти.

  1. «Лопаточка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

  1. «Иголочка»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык узким и напряжённым.

Описание: Открыть рот, узкий, напряжённый язык выдвинуть вперёд, удерживать под счёт от одного до пяти.

4.«Лопаточка – иголочка»

Цель: Вырабатывать умение расслаблять и напрягать мышцы языка.

Описание:  Чередовать положения широкого и узкого языка.

5.«Часики»

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык узким, укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, совершенствовать переключаемость движений.

Описание: Приоткрыть рот, губы растянуты в улыбке. Кончиком высунутого узкого языка плавно двигать вправо – влево к уголкам рта под счёт десять раз.

6.«Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

7.«Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и подвижность кончика языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от  одного до пяти. Так, поочерёдно менять положение 4 – 6 раз.

 

  1. «Маляр»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.

  1. «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык о губы –  как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл–бл (как индюк болбочет).

10.«Парус»

Цель: Формировать прогиб в средней части языка, укреплять мышцы языка.

Описание: Рот широко открыть, губы растянуты в улыбке. Узким, напряжённым кончиком языка нажимать на середину верхней губы.

11.«Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

  1. «Чистим зубки»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, укреплять мышцы кончика языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

  1. «Чашечка»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, развивать подвижность и укреплять мышцы боковых краёв языка.

Описание:  Рот широко раскрыть, упражнение выполнять вне ротовой полости. Боковые края языка и кончик языка поднимаются кверху, средняя часть спинки языка опущена. Удерживать артикуляционную позу под счет от одного до пяти – десяти раз.

14.«Киска сердится»

Цель: Выработка подъёма средней части спинки языка, умение удерживать кончик языка за нижними резцами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить её верхними зубами.

15.«Лошадка»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку, укреплять мышцы языка.

Описание: Широко открыть рот, улыбнуться. Присосать язык к нёбу. Медленно, с напряжением, опуская вниз нижнюю челюсть и растягивая подъязычную связку, оторвать его от нёба. Должен раздаться громкий щелчок.

16.«Грибок»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку), отрабатывать умение удерживать язык плоским.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

17.«Гармошка»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку), отрабатывать умение удерживать язык плоским.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

  1. «Футбол»

Цель: Укреплять мышцы языка и щёк.

Описание: Рот закрыт, напряженным языком упираться поочерёдно в правую и левую щёку так, чтобы на поверхности щёк образовывались выпуклости.

 

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930