postheadericon Преодоление речевых нарушений у дошкольников со стертой дизартрией.

  1. Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (закрепление формы дательного падежа существительных).

Иголке — нитка, уткам — пруд.

Забору — калитка. А лентяю — труд.

Супу — картошка, солнышко — лету,

А книжке — обложка. Стихи — поэту.

Мышке — нора, и всем воскресенья

А братишке — сестра. Нужны, без сомненья.

  1. Игра «Что без чего?» на тему «Мебель, посуда, транспорт, одежда» (закрепление формы родительного падежа существительных).

На доске выставляются картинки с изображением предметов, которые надо починить. Логопед задает вопрос: «Что без чего?»

Стул без ножки. Машина без колеса.

Стул без спинки. Платье без рукава.

Шуба без воротника. Кофта без пуговиц.

Кастрюля без ручки. Ботинки без шнурков.

Чайник без носика. Грузовик без фары.

  1. Игра «Что с чем?» — назвать пары предметов (закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Логопед предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке.

  1. Игра «Кому что дадим?» на тему «Домашние и дикие животные» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.).  На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, белка, медведь, кошка, собака, свинка). В ходе игры дети берут по одной картинке с изображением корма, кладут ее около соответствующей игрушки, отвечая на вопрос: «Кому что дадим?»

Сено дадим корове, лошади. Грибы дадим белке.

Орехи дадим тоже белке. Яблоко дадим ежу.

Малину дадим медведю. Мед дадим тоже медведю.

Молоко дадим кошке. Косточку дадим собаке.

Овощи дадим свинке.

  1. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи?» (закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске слева — картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий, на каждой картинке недостает по какому-либо предмету. Справа —картинки недостающих предметов. Логопед показывает
детям предмет, предлагает назвать, кому нужен этот предмет, и положить к соответствующей картинке.

указка — учителю          шприц — медсестре

весы — продавцу            ружье — охотнику

термометр — доктору    удочка — рыболову

кисть — художнику        ножницы — парикмахеру

  1. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий).

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.).

Положи эту вещь правее другого предмета. Где она?

Положи эту вещь левее другого предмета. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она?

Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

  1. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций).

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед, между, впереди, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем логопед просит каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого)?».

  1. «Игра в неделю» (закрепление предложно-падежных конструкций).

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одного из дней недели. Логопед пред-лагает детям встать друг за другом так, как идут дни неде-ли. Затем задает, например, такие вопросы: «Вторник, ска-жи, кто идет за тобой? А кто перед тобой? Среда, кто при-ходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным образом проводится игра в части суток, игра во времена года и т. п.

  1. Игра «Скажи наоборот» (закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В — ИЗ, НА — С, К — ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. —

Мальчик вынул мяч из ящика.

Девочка налила воду в графин. — …

Мама положила яблоки на стол. — …

Брат поставил лампу на тумбочку. — …

Машина подъехала к дому. — …

Дедушка подошел к забору. — …

  1. Игра с мячом «Какой это предмет?» (закрепление согласования прилагательного с существительным).

Логопед называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Логопед бросает мяч по очереди всем детям.

Примеры:

Длинная — веревка, шуба, колбаса, речка, улица, резинка, лента, дорога, нитка, коса, юбка, рубашка.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, переулок.

Широкая — улица, речка, дорога, кофта, лента.

Красный — шар, флаг, шарф, цветок, бант, мяч.

Красная — звезда, ягода, лента, шапочка, рубашка.

Круглый — мяч, шар, лепесток.

Круглое — солнце, яблоко, колесо.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930