Служба психолого-педагогического сопровождения ДОО.
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около десяти процентов (10%) среди контингента детей поступающих в школу; распространенность функциональных отклонений достигает более 70 %, хронических заболеваний – 50%, физиологической незрелости – 60%, более 20% имеет дефицит массы тела (инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16).
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Создание педагогических условий на основе личностно-ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, именно эту задачу призвана решить служба психолого-педагогического сопровождения ДОО.
Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения осуществляют комплексное, целостное и системное изучение ребёнка, определяют для него оптимальные пути получения образования, консультируют родителей и педагогов.
Работа проводится по следующим направлениям:
- Диагностическо — консультативное. Основные задачи: изучение качественных особенностей психического развития ребёнка; выявление степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями; определение характера динамики развития и обучаемости; дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
- Физкультурно-оздоровительное. Основные задачи: создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей; медицинский контроль и профилактика заболеваемости; включение оздоровительных технологий в педагогический процесс; специально организованная работа по физическому воспитанию, формированию двигательных навыков у детей.
- Воспитательно-образовательное. Основные задачи: социально-нравственное развитие; познавательное развитие; эстетическое развитие; формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста.
- Коррекционное. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учётом психологических особенностей и закономерностей развития психики детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
- Социально-педагогическое. Основная задача – достичь оптимального взаимодействия в системе педагог-ребёнок-родитель.
Основные направления работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения:
Психолог:
Развитие когнитивной сферы;
Развитие регуляторных функций;
Эмоционально-личностное развитие;
Развитие познавательных психических процессов;
Развитие коммуникативных способностей.
Логопед:
развитие связной речи;
развитие грамматического строя речи;
развитие фонематического слуха;
развитие звуковой культуры речи.
Педагоги дополнительного образования:
Развитие представлений об окружающем мире;
Развитие элементарных математических представлений;
Развитие изобразительной деятельности;
Развитие конструктивной деятельности.
Музыкальный руководитель:
Развитие музыкального фонематического слуха;
Развитие танцевальных движений;
Развитие певческих навыков.
Педагоги — воспитатели:
Формирование гигиенических навыков;
Формирование культуры поведения;
Развитие игровой деятельности;
Развитие самостоятельной деятельности;
Развитие театрализованной деятельности;
Развитие трудовой деятельности.
Инструктор по физ.воспитанию:
Развитие крупной моторики;
Развитие мелкой моторики;
Развитие правильной осанки;
Развитие правильной стопы.