Глоссарий
Абстракция — процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.
Абулия — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы, ослаблением воли.
Автоматизм — действия, совершающиеся при отсутствии сознания. Физиологической основой автоматизма являются безусловные и условные рефлексы.
Автоматизм речедвигательный — кинетический автоматизм, вынужденные движения языка, глотки без речи, непроизвольный речевой акт.
Агнозия — нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного), возникающее при поражении головного мозга.
Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении экспрессивной речи и в понимании грамматических конструкций.
Аграфия — невозможность овладеть письмом или распад письма.
Адаптация — приспособление к условиям среды.
Акалькулия — нарушение счёта и счётных операций из-за поражения различных областей коры головного мозга.
Акселерация — ускоренное физическое развитие детей.
Актуализация — воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков.
Акупатия — разновидность нарушения восприятия речи.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алексия — невозможность овладеть чтением или распад навыка.
Амбивалентность — противоречивое эмоциональное состояние, переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо.
Амбидекстрия — умения одинаково владеть правой и левой рукой.
Амимия — отсутствие мимических движений, наблюдается при параличах, парезах.
Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга.
Анализ — рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении предмета, явления на составные части. Обратная процедура — синтез-соединение элементов в целое.
Анализаторы — сложные нервные механизмы, обеспечивающие анализ раздражителей, воспринимаемых организмом. В каждом анализаторе рецептор, проводящие пути и центральный корковый отдел в мозге.
Анамнез — совокупность сведений о болезни и развитии ребёнка.
Анартрия — тяжёлая форма дизартрии из-за паралича речедвигательных мышц.
Аномалия — отклонение от нормы.
Антиципации — способность предвидеть результаты действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящие в конечные слоги слова.
Апперцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта.
Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений, не являющиеся следствием параличей и парезов, а относящиеся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
Артикуляционные фазы — три части артикуляции звука: приступ, экскурсия, выдержка, средняя часть, отступ, рекурсия.
Артикуляция — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.
Аспирация — придыхание.
Ассоциация — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого.
Астения — слабость.
Астереогноз — одна из форм агнозии, неузнавание предметов при их ощупывании с закрытыми глазами, нарушения тактильной чувствительности.
Асфиксия — удушье плода и новорождённого, прекращение дыхания из-за понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Атаксия — расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.
Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с уточнением обмена веществ в них.
Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).
Афазия — полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афония — полное отсутствие голоса.
Аффект — сильное кратковременное эмоциональное переживание.
Аффективные дети — дети, у которых устойчивые тяжёлые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.
Афферентный анализ и синтез — анализ и синтез импульса, идущего от периферии (рецептора) в кору головного мозга, контролирующий выполнение движений.
Баттаризм — патологическое убыстрение темпа речи.
Блоки мозга — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека. Первый блок — блок регуляции мозга, его тонуса, обеспечивает активность психических функций. Второй блок — блок приёма и хранения информации, включает анализаторные системы. Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Брока центр (зона) — центр моторной (экспрессивной) речи, расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).
Вербальная парафазия — замена нужного слова другим, близким по смыслу.
Вернике центр (зона) — центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).
Вибрант — дрожащий звук.
Внимание — направленность, избирательность психической деятельности.
Внутренняя речь — произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.
Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.
Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Восприятие — непосредственное отражение предмета, явления, процесса в совокупности его свойств. Образ предмета, воздействующего на анализатор.
Гемиплегия — поражение на одной половине тела функциональной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.
Генезис — происхождение.
Гиперакузия — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, симптом сенсорной алалии.
Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникают при нарушениях нервной системы.
Гипоакузия — пониженная чувствительность.
Гипокинезия — снижение двигательной активности.
Гипоксия — кислородное голодание.
Гнозис — узнавание.
Дебильность — относительно лёгкая степень недостаточности интеллекта.
Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нарушения компенсации (перестройки функций при нарушениях).
Деменция — слабоумие, обеднение психической деятельности.
Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.
Дисфония — частичное нарушение голоса.
Задержка психического развития — тип аномалии психического развития ребёнка, парциальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер.
Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (судороги, клонические, тонические и смешанные).
Зона ближайшего развития — показатели возможностей и перспектив развития. Определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого.
Идиотия — тяжёлая степень умственной отсталости.
Имбецильность — степень недоразвития интеллекта.
Импрессивная речь — восприятие, понимание речи.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека.
Инертность — качество поведения, заключающееся в замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инертность психических процессов бывает при патологическом состоянии мозга.
Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида, основная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерности окружающего мира.
Истерия — патологическое состояние психики: повышенная внушаемость, слабость сознательной регуляции поведения, яркость внешних выражений незначительных переживаний.
Клоническая судорога — быстро следующие одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.
Комбинированный речевой дефект — сочетанные нарушения.
Коммуникативная функция речи — функция общения.
Компенсация — процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции.
Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении, слиянии частей разных слов.
Коррекция нарушенной речи — устранение, преодоление, исправление недостатков речи.
Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому.
Лабиальный — губной звук.
Лабиодентальные — губно-зубные звуки.
Ларингоспазм — судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.
Латерализация — чёткое преобладание одного из парных органов, выделение ведущего (доминантного) полушария мозга.
Латеральный — боковой звук.
Литеральная парафазия — замена звука или буквы, что приводит к искажению слова.
Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения.
Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, симптом сенсорной алалии.
Локализация — место развития болезненных процессов.
Мания — психопатологическое состояние с преобладанием психомоторного возбуждения.
Механизм нарушений речи — характер отклонений в функционировании процессов и операций, вызывающих нарушение речевой деятельности.
Микроглоссия — маленький размер языка (макроглоссия — массивный язык).
Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие чувства человека.
Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией.
Мотивация — совокупность мотивов, побуждающая человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.
Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.
Мутация голоса — изменение голоса в подростковом возрасте (13–15 лет) вследствие анатомо-физиологической перестройки голосового аппарата.
Мутизм — прекращение речевого общения из-за психической травмы.
Навязчивое состояние — непроизвольно возникающее, непреодолимое возникновение мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, движений и действий при сохранности критического отношения к ним.
Нарушение речевого развития — дизонтогенез речевого развития, отклонение от нормального протекания речевого развития.
Нарушения голоса — расстройство фонации вследствие патологических изменений деятельности голосового аппарата.
Невропатия — состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью.
Негативизм — немотивированное сопротивление ребёнка воздействию на него взрослого, упорный отказ от общения.
Недоразвитие речи — качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определённой речевой функции или речевой системы в целом.
Нейролингвистика — наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и их нарушения при локальных поражениях головного мозга.
Нейроонтогенез — созревание нервной системы.
Обсессии — непроизвольные навязчивые мысли.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Общие закономерности психического развития — закономерности психического развития, характерные как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза.
Олигофренопедагогика — наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.
Онтогенез — индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое развитие.
Ортопедия — отрасль клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата, методы их диагностики, лечения и профилактики.
Ортофония — совокупность дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений, направленных на нормализацию речевой функции.
Отражённая речь — повторение слов, синтагм, предложений, текста.
Паралингвистические средства общения — мимика, жест.
Парамнезия — искажение воспоминаний и обманы памяти.
Парафазия — неправильное употребление отдельных звуков (литеральная парафазия) и слов (вербальная парафазия).
Парез — ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.
Патогенез нарушений речи — патологический механизм, вызывающий нарушения речи.
Патопсихология — раздел психологии, изучающий изменения психической деятельности и свойств личности при болезни на основе сравнения с характером протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.
Педагогическая запущенность — отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное недостатками обучения и воспитания.
Персеверация — повторение, настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова; проявление тормозного процесса, связанное с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
Поведение — совокупность действий, осуществляемых индивидуумом в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Праксис — способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий.
Профилактика — совокупность мер, направленных на предупреждение возникновения и развития нарушений в психической или соматической сфере.
Психастения — невроз или психопатия, проявляющиеся в нерешительности, чувстве страха, безволии, в симптоме навязчивых состояний.
Психотерапия — лечение психическим воздействием.
Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локального поражения мозга.
Редубликация — повторение.
Релаксация — расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.
Респираторный — дыхательный.
Рецептивная речь — импрессивная, понимание речи других людей.
Рецепторы — периферические нервные образования различных органов чувств, воспринимающая часть анализатора.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Сенсорный — чувствующий, противоположный — моторный, двигательный.
Симультанный — анализ и синтез, имеющий определённый целостный (одновременный) характер.
Синдром — сочетание признаков (симптомов) нарушения речевой деятельности.
Синкинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.
Синтагма — синтаксическая интонационно-смысловая единица.
Соматический — телесный.
Сопряжённая речь — одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.
Структура речевого дефекта — совокупность речевых и неречевых симптомов в их связи.
Судороги — непроизвольные сокращения мышц.
Сукцессивный — анализ (синтез), реализуемый по частям последовательно, а не целостно.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Тоническая судорога — длительное сокращение мышц и вызванное им напряжённое положение.
Тремор — непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.
Фактор риска — различные условия внутренней или внешней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний. Подсказка.
Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, координацию дыхания и личности обучающегося.