postheadericon Глоссарий

Абстракция — процесс умственной деятельности человека, позволяющий мысленно рассматривать отдельные свойства, стороны или состояния предмета; лежит в основе процессов обобщения и образования понятий.

Абулия — психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы, ослаблением воли.

Автоматизм — действия, совершающиеся при отсутствии сознания. Физиологической основой автоматизма являются безусловные и условные рефлексы.

Автоматизм речедвигательный — кинетический автоматизм, вынужденные движения языка, глотки без речи, непроизвольный речевой акт.

Агнозия — нарушение восприятия (зрительного, слухового, тактильного), возникающее при поражении головного мозга.

Аграмматизм — ошибки в грамматическом оформлении экспрессивной речи и в понимании грамматических конструкций.

Аграфия — невозможность овладеть письмом или распад письма.

Адаптация — приспособление к условиям среды.

Акалькулия — нарушение счёта и счётных операций из-за поражения различных областей коры головного мозга.

Акселерация — ускоренное физическое развитие детей.

Актуализация — воспроизведение имеющихся знаний, умений, навыков.

Акупатия — разновидность нарушения восприятия речи.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи, вследствие поражения коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алексия — невозможность овладеть чтением или распад навыка.

Амбивалентность — противоречивое эмоциональное состояние, переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо.

Амбидекстрия — умения одинаково владеть правой и левой рукой.

Амимия — отсутствие мимических движений, наблюдается при параличах, парезах.

Амнезия — нарушение памяти, возникающее при различных поражениях мозга.

 

Анализ — рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении предмета, явления на составные части. Обратная процедура — синтез-соединение элементов в целое.

Анализаторы — сложные нервные механизмы, обеспечивающие анализ раздражителей, воспринимаемых организмом. В каждом анализаторе рецептор, проводящие пути и центральный корковый отдел в мозге.

Анамнез — совокупность сведений о болезни и развитии ребёнка.

Анартрия — тяжёлая форма дизартрии из-за паралича речедвигательных мышц.

Аномалия — отклонение от нормы.

Антиципации — способность предвидеть результаты действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящие в конечные слоги слова.

Апперцепция — свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта.

Апраксия — нарушение произвольных целенаправленных движений, не являющиеся следствием параличей и парезов, а относящиеся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляционные фазы — три части артикуляции звука: приступ, экскурсия, выдержка, средняя часть, отступ, рекурсия.

Артикуляция — деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи.

Аспирация — придыхание.

Ассоциация — связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств и т. д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого.

Астения — слабость.

Астереогноз — одна из форм агнозии, неузнавание предметов при их ощупывании с закрытыми глазами, нарушения тактильной чувствительности.

Асфиксия — удушье плода и новорождённого, прекращение дыхания из-за понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.

Атаксия — расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.

Атрофия — патологические структурные изменения в тканях, связанные с уточнением обмена веществ в них.

Аудиограмма — графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).

Афазия — полная или частичная потеря речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Афония — полное отсутствие голоса.

Аффект — сильное кратковременное эмоциональное переживание.

Аффективные дети — дети, у которых устойчивые тяжёлые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

Афферентный анализ и синтез — анализ и синтез импульса, идущего от периферии (рецептора) в кору головного мозга, контролирующий выполнение движений.

Баттаризм — патологическое убыстрение темпа речи.

Блоки мозга — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека. Первый блок — блок регуляции мозга, его тонуса, обеспечивает активность психических функций. Второй блок — блок приёма и хранения информации, включает анализаторные системы. Третий блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

Брока центр (зона) — центр моторной (экспрессивной) речи, расположен в задней части нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).

 

 

Вербальная парафазия — замена нужного слова другим, близким по смыслу.

Вернике центр (зона) — центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей).

Вибрант — дрожащий звук.

Внимание — направленность, избирательность психической деятельности.

Внутренняя речь — произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Восприятие — непосредственное отражение предмета, явления, процесса в совокупности его свойств. Образ предмета, воздействующего на анализатор.

Гемиплегия — поражение на одной половине тела функциональной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.

Генезис — происхождение.

Гиперакузия — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих, симптом сенсорной алалии.

Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникают при нарушениях нервной системы.

Гипоакузия — пониженная чувствительность.

Гипокинезия — снижение двигательной активности.

Гипоксия — кислородное голодание.

Гнозис — узнавание.

Дебильность — относительно лёгкая степень недостаточности интеллекта.

Декомпенсация — расстройство деятельности какого-либо органа вследствие нарушения компенсации (перестройки функций при нарушениях).

Деменция — слабоумие, обеднение психической деятельности.

Депривация — недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Дисфония — частичное нарушение голоса.

Задержка психического развития — тип аномалии психического развития ребёнка, парциальное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер.

Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (судороги, клонические, тонические и смешанные).

Зона ближайшего развития — показатели возможностей и перспектив развития. Определяется содержанием тех задач, которые ребёнок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого.

Идиотия — тяжёлая степень умственной отсталости.

Имбецильность — степень недоразвития интеллекта.

Импрессивная речь — восприятие, понимание речи.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие психики каждого человека.

Инертность — качество поведения, заключающееся в замедленном переключении с одного вида деятельности на другой. Инертность психических процессов бывает при патологическом состоянии мозга.

Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида, основная форма познания человеком действительности. Способность к обучению, оперирование символами, способность к овладению закономерности окружающего мира.

Истерия — патологическое состояние психики: повышенная внушаемость, слабость сознательной регуляции поведения, яркость внешних выражений незначительных переживаний.

Клоническая судорога — быстро следующие одно за другим кратковременное сокращение и расслабление мышц.

Комбинированный речевой дефект — сочетанные нарушения.

Коммуникативная функция речи — функция общения.

Компенсация — процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате какой-либо функции.

Контаминация — ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении, слиянии частей разных слов.

Коррекция нарушенной речи — устранение, преодоление, исправление недостатков речи.

Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому.

Лабиальный — губной звук.

Лабиодентальные — губно-зубные звуки.

Ларингоспазм — судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок.

Латерализация — чёткое преобладание одного из парных органов, выделение ведущего (доминантного) полушария мозга.

Латеральный — боковой звук.

Литеральная парафазия — замена звука или буквы, что приводит к искажению слова.

Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения.

Логоррея — бессвязный речевой поток как проявление речевой активности, симптом сенсорной алалии.

Локализация — место развития болезненных процессов.

Мания — психопатологическое состояние с преобладанием психомоторного возбуждения.

Механизм нарушений речи — характер отклонений в функционировании процессов и операций, вызывающих нарушение речевой деятельности.

Микроглоссия — маленький размер языка (макроглоссия — массивный язык).

Мимика — движения мышц лица, глаз, отражающие чувства человека.

Модуляция голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией.

Мотивация — совокупность мотивов, побуждающая человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей.

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или частей.

Мутация голоса — изменение голоса в подростковом возрасте (13–15 лет) вследствие анатомо-физиологической перестройки голосового аппарата.

Мутизм — прекращение речевого общения из-за психической травмы.

Навязчивое состояние — непроизвольно возникающее, непреодолимое возникновение мыслей, представлений, воспоминаний, сомнений, страхов, стремлений, влечений, движений и действий при сохранности критического отношения к ним.

Нарушение речевого развития — дизонтогенез речевого развития, отклонение от нормального протекания речевого развития.

Нарушения голоса — расстройство фонации вследствие патологических изменений деятельности голосового аппарата.

Невропатия — состояние повышенной возбудимости нервной системы в сочетании с ее повышенной истощаемостью.

Негативизм — немотивированное сопротивление ребёнка воздействию на него взрослого, упорный отказ от общения.

Недоразвитие речи — качественно низкий уровень сформированности по сравнению с нормой определённой речевой функции или речевой системы в целом.

Нейролингвистика — наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и их нарушения при локальных поражениях головного мозга.

Нейроонтогенез — созревание нервной системы.

Обсессии — непроизвольные навязчивые мысли.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.

Общие закономерности психического развития — закономерности психического развития, характерные как для нормального, так и для нарушенного онтогенеза.

Олигофренопедагогика — наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

Онтогенез — индивидуальное морфологическое, физиологическое, психическое развитие.

Ортопедия — отрасль клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата, методы их диагностики, лечения и профилактики.

Ортофония — совокупность дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений, направленных на нормализацию речевой функции.

Отражённая речь — повторение слов, синтагм, предложений, текста.

Паралингвистические средства общения — мимика, жест.

Парамнезия — искажение воспоминаний и обманы памяти.

Парафазия — неправильное употребление отдельных звуков (литеральная парафазия) и слов (вербальная парафазия).

Парез — ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.

Патогенез нарушений речи — патологический механизм, вызывающий нарушения речи.

Патопсихология — раздел психологии, изучающий изменения психической деятельности и свойств личности при болезни на основе сравнения с характером протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Педагогическая запущенность — отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное недостатками обучения и воспитания.

Персеверация — повторение, настойчивое воспроизведение какого-либо действия, слога, слова; проявление тормозного процесса, связанное с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

Поведение — совокупность действий, осуществляемых индивидуумом в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Праксис — способность к выполнению целенаправленных произвольных движений и действий.

Профилактика — совокупность мер, направленных на предупреждение возникновения и развития нарушений в психической или соматической сфере.

Психастения — невроз или психопатия, проявляющиеся в нерешительности, чувстве страха, безволии, в симптоме навязчивых состояний.

Психотерапия — лечение психическим воздействием.

Распад речи — утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локального поражения мозга.

Редубликация — повторение.

Релаксация — расслабление, понижение тонуса скелетной мускулатуры.

Респираторный — дыхательный.

Рецептивная речь — импрессивная, понимание речи других людей.

Рецепторы — периферические нервные образования различных органов чувств, воспринимающая часть анализатора.

Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Сенсорный — чувствующий, противоположный — моторный, двигательный.

Симультанный — анализ и синтез, имеющий определённый целостный (одновременный) характер.

Синдром — сочетание признаков (симптомов) нарушения речевой деятельности.

Синкинезии — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным.

Синтагма — синтаксическая интонационно-смысловая единица.

Соматический — телесный.

Сопряжённая речь — одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов и фраз.

Структура речевого дефекта — совокупность речевых и неречевых симптомов в их связи.

Судороги — непроизвольные сокращения мышц.

Сукцессивный — анализ (синтез), реализуемый по частям последовательно, а не целостно.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.

Тоническая судорога — длительное сокращение мышц и вызванное им напряжённое положение.

Тремор — непроизвольные ритмические колебания конечностей, голоса, языка.

Фактор риска — различные условия внутренней или внешней сферы организма, способствующие развитию патологических состояний. Подсказка.

Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, координацию дыхания и личности обучающегося.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930