postheadericon Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения.

Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей (ОНР), при котором помимо звукопроизношения страдают также лексика и грамматический строй речи.

Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков, что нередко представляет фонематическое недоразвитие (ФФН).

Дислалия в большинстве случаев проявляется не в «чистом виде», а в сочетании с так называемой «стёртой дизартрией», для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторного аппарата.

Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т. е. в возрасте до пяти лет.

Широкая распространённость дислалии и усложнение её симптоматики приводят к тому, что на её фоне в дальнейшем развиваются три наиболее часто встречающиеся вида дисграфии: на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии акустическая), артикуляторно-акустическая и на почве несформированности фонематического анализа слов.

Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разбираться в каждом конкретном случае этого сравнительно «простого» речевого расстройства.

Особенно важно овладеть умением как можно раньше отграничивать дислалию от возрастных своеобразий детской речи, чтобы не рассчитывать на то, что звукопроизношение у ребенка в этом случае может нормализоваться «с возрастом». Важно не сосредоточиваться на состоянии у ребёнка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно

заметить и вполне возможное отставание в его лексико-грамматическом развитии. Всю коррекционную работу по преодолению дислалии необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно являлась и профилактикой трёх вышеназванных видов дисграфии.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Обучение и воспитание. — М., 2000.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031