Дислалия
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалию принято относить к одному из наименее сложных и сравнительно легко устранимых нарушений речи. Однако в последние десятилетия и в отношении этой формы речевой патологии произошли существенные изменения.
Дислалия всё реже и реже встречается в виде самостоятельного речевого расстройства, а наблюдается преимущественно на фоне общего недоразвития речи у детей (ОНР), при котором помимо звукопроизношения страдают также лексика и грамматический строй речи.
Преобладающими стали полиморфные формы нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в дефектном произношении сразу многих звуков, что нередко представляет фонематическое недоразвитие (ФФН).
Дислалия в большинстве случаев проявляется не в «чистом виде», а в сочетании с так называемой «стёртой дизартрией», для которой характерно частичное нарушение иннервации артикуляторного аппарата.
Патологические формы нарушения звукопроизношения теперь часто наблюдаются уже в период возрастных своеобразий детской речи, т. е. в возрасте до пяти лет.
Широкая распространённость дислалии и усложнение её симптоматики приводят к тому, что на её фоне в дальнейшем развиваются три наиболее часто встречающиеся вида дисграфии: на почве нарушения фонемного распознавания (по прежней терминологии акустическая), артикуляторно-акустическая и на почве несформированности фонематического анализа слов.
Ввиду всего вышесказанного возникает необходимость достаточно глубоко разбираться в каждом конкретном случае этого сравнительно «простого» речевого расстройства.
Особенно важно овладеть умением как можно раньше отграничивать дислалию от возрастных своеобразий детской речи, чтобы не рассчитывать на то, что звукопроизношение у ребенка в этом случае может нормализоваться «с возрастом». Важно не сосредоточиваться на состоянии у ребёнка одного только звукопроизношения, а постараться своевременно
заметить и вполне возможное отставание в его лексико-грамматическом развитии. Всю коррекционную работу по преодолению дислалии необходимо строить таким образом, чтобы она одновременно являлась и профилактикой трёх вышеназванных видов дисграфии.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Обучение и воспитание. — М., 2000.