Исследование состояния фонематической системы речи
Исследование фонематической системы речи нужно провести с особой тщательностью в дошкольном возрасте. Необходимо проверить состояние способности различать фонемы по всем фонематическим признакам. Проверяется способность различать звонкие — глухие, носовые — ротовые, палатализованные — непалатализованные, заднеязычные — переднеязычные, свистящие — шипяшие, щелевые — смычные, губные — язычные, вибранты — смычно-проходные.
Наиболее корректный прием для исследования способности различать фонемы — это использование парных картинок, обозначающих слова-квазиомонимы. Например, ребенку предлагается пара картинок: почка — бочка. Далее дается инструкция: «Посмотри, на одной картинке нарисована бочка, а на другой — почка. Я сейчас проверю твое внимание. Несколько раз я назову одну или другую картинку. Внимательно слушай и показывай ту картинку, которую я назову». Во время выполнения этого задания ребенок должен только показывать картинки, но не называть их. Если при работе с одной парой картинок ребенок дает неустойчивые результаты, предлагается еще одна пара картинок на ту же оппозицию, например пашня — башня. Логопед называет картинки из числа предъявленных четырех картинок.
Далее необходимо проверить состояние фонематических представлений ребенка. Для этого ему предлагают выбрать из предъявленных картинок те, в названиях которых есть та или иная фонема. Разумеется, что для проверки всех 42 фонем требуется много времени, поэтому в первую очередь проверяют те фонемы, которые неправильно произносятся ребенком, или те, с которых логопед собирается начать работу.
Следующим шагом в исследовании фонематической системы является выявление состояния фонематического анализа и синтеза. Для этого исследуется способность выполнять простые и сложные формы фонематического анализа и синтеза (табл.).
Определить состояние смыслоразличительной функции фонем можно следующим образом. Ребенку предлагаются фразы, в которых одно из слов заменено квазиомонимом, например: «У этого дома красная крыса. Возле забора бегает крыша». Если ребенок реагирует на ошибки — значит, он осознает различия в смысле слов.
По материалам книги: Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.