Коррекционные занятия
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки.
Развивая научные положения о сензитивных периодах развития. Л.С.Выготский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому».
В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
Коррекционные воздействия в процессе работы с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии осуществляются нами с учетом следующих принципов:
— принцип максимальной личностной направленности коррекционного воздействия в процессе воспитания детей;
— принцип приоритетной ориентации на нормально развивающиеся функции детей;
— принцип формирования, развития и совершенствования соответствующей возрасту детей формы общения;
— принцип взаимосвязи процесса формирования полноценного речевого общения и поведения ребенка;
— принцип поэтапного речи и других высших психических функций;
— принцип предметно-практической направленности процесса воспитания.
Основная стратегия осуществляемых нами коррекционно-педагогических воздействий в группе раннего возраста состоит в том, что на основе развития соответствующей возрасту детей когнитивной активности и компетенции постепенно формируется потребность в вербальном общении, стимулируется становление самостоятельной речевой деятельности детей в контексте онтогенетических адекватных форм общения.
Особое значение в процессе коррекционной работы мы придаем созданию в специальной группе эмоционально-положительного психологического климата. Такой подход обеспечивает благоприятный фон для тесного взаимодействия логопеда, воспитателей. Психолога и других сотрудников с детьми и их родителями, а также расширяет возможности оптимизации процесса развития и обучения наших воспитанников.