Профилактика и превентивные мероприятия предупреждения расстройств голоса.
Профилактика различных заболеваний имеет немало общего. Общегигиенических правил следует придерживаться и людям, избравшим для себя голосовые профессии. Эти правила хорошо общеизвестны — избегать переохлаждения и простудных заболеваний, физических и эмоциональных перегрузок, не злоупотреблять курением и алкоголем, особенно газированными напитками, так как углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки. Необходимо соблюдать режим труда, отдыха и питания. Пища должна содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка, лучше животного. Не рекомендуется злоупотреблять пищей острой, очень горячей или очень холодной, что также раздражает слизистую оболочку.
Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).
Немалое значение имеет и такое качество речи, как дикция. Дикцию соотносят с нормальным звукопроизношением. Но это не равнозначные понятия. Человек может нормированно произносить все звуки, но в продолжительном и эмоциональном высказывании его речь оказывается не очень разборчивой, особенно в больших помещениях. Плохая дикция свойственна людям с недостаточной техникой речи и голосоподачи.
Дикция — это совокупность нескольких сторон устной речи. Она определяется четкостью и правильностью звукопроизношения, хорошим владением голоса — его звучностью, полетностью, сменой мелодического рисунка, достаточным динамическим диапазоном и полноценным фонационным дыханием.
При наличии этих свойств голос легко достигает слушателей, он летит в пространство, не рассеиваясь, не теряя силы, звучности и разборчивости слов.
Голос педагога сродни актерскому. Если речь учителя монотонна, интонация бедна, то внимание учеников рассеивается, интерес к предмету угасает и продуктивность таких уроков падает. Встречается и другая крайность. Учителя неоправданно форсируют голос. К сожалению, такая манера использования голоса сложилась давно. Учителям ошибочно кажется, что при громком голосе ученики лучше усваивают материал, а им самим легче владеть дисциплиной в классе.
Чрезмерное повышение голоса на фоне шума приводит к усилению двигательных импульсов мускулатуры гортани, что превышает ее нормальные физиологические возможности.
Голосу педагога необходимы определенные качества. Прежде всего его голосовой аппарат должен быть в здоровом состоянии. Даже легкие воспалительные явления в гортани и верхних дыхательных путях без повышения температуры тела вынуждают напрягать голос, изменяя его акустические свойства, и влияют на общее состояние, как физическое, так и эмоциональное.
Какими приемами требуется овладеть педагогу, чтобы голосовая нагрузка для него была свободной и естественной? Говоря о сохранности голоса, употребляют термины — «профилактика» и «превентивные мероприятия». Эти термины почти синонимичны и означают предупреждение.
Для людей голосоречевых профессий такой превентивной мерой для формирования и сохранения полноценного голоса является правильная его постановка. Система функциональных тренировок голосового аппарата укрепляет его мышцы, вырабатывает оптимальный способ звукоизвлечения, корректирует дыхание. Фонопедические занятия формируют такой способ голосообразования, который соответствует данному индивидуму и позволяет выполнять необходимую голосовую нагрузку при минимальной затрате мышечной энергии.
Постановка голоса включает несколько направлений, каждое из которых дополняет другое.
- Нормализация мышечного тонуса с использованием упражнений для снятия напряжения всего корпуса, для релаксации артикуляционной мускулатуры губ, языка, щек, челюсти, лица.
- Тренинг для выработки правильной осанки.
- Коррекция физиологического и фонационного дыхания с применением статических и динамических упражнений; формирование дыхательной опоры.
- Функциональные тренировки для улучшения акустических свойств голоса — установление речевого диапазона голоса, расширение возможностей тонового и динамического диапазонов.
Система названных тренировок позволяет овладеть навыками правильного и естественного голосообразования; содействует успешной реализации коммуникативной функции речи.
Было бы ошибочно считать, что если человек владеет хорошо поставленным голосом, у него никогда не возникает голосовых затруднений. Сильные простуды, инфекционные заболевания могут отрицательно повлиять на качество голоса, но его изменения в период болезни оказываются менее выраженными, а по выздоровлении голосовой «статус» быстро восстанавливается. Безусловно, в период болезни следует обратиться за медицинской помощью, в том числе и к врачу-отоларингологу, а еще лучше к врачу-фониатру.
Каждый человек, а тем более тот, кто использует голос профессионально, должен знать срочные меры, необходимые при появлении признаков простуды, и своевременно принимать их. Это так называемая доврачебная помощь.