Логопедический пункт ДОО.
Коррекционно-образовательный процесс в условиях логопедического пункта организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития детей, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при наличии нормального слуха и зрения и сохранных предпосылках интеллектуального развития.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель деятельности учителя-логопеда в рамках логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обследование воспитанников групп МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Осуществление диагностики речевого развития детей.
- Определение и реализация индивидуальной программы коррекции или компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми.
- Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.
- Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.
Направления деятельности
Мониторинговое (диагностическое) |
Коррекционно-развивающее | Профилактическое |
Информационно-методическое |
Создание условий для непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. | Создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. | Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, познавательных потребностей и возможностей развития. | Создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом. |
Система коррекционно-образовательной деятельности в условиях логопедического пункта предусматривает индивидуальные и подгрупповые занятия. Задачи и содержание занятий определяются исходя из структуры речевого дефекта, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г.А.Волкова, Б.М.Гриншпун, Г.А.Каше, С.А.Смирнова, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичёва, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина, Н.В.Серебрякова, Н.В.Нищева, З.Е.Агронович, Л.В.Ефименкова, И.Л.Лебедева и др.).
Индивидуальная работа осуществляется по направлениям:
- Совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- Нормализация просодической стороны речи.
- Совершенствование мимической моторики (непроизвольный, произвольный, символический праксис).
- Совершенствование фонематических процессов (фонетический слух, фонематический слух, фонетическое восприятие, фонематическое восприятие).
- Нормализация звукопроизношения.
- Реабилитация слоговой структуры слова.
- Активизация и обогащение лексического запаса слов.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Развитие высших психических функций.
- Ознакомление с основными понятиями языковой действительности.