postheadericon Дефицит внимания и повышенная активность.

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), которому часто сопутствует запаздывание процессов психического развития и, следовательно, специфические трудности в обучении.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и  импульсивность (Шевченко Ю.С., 1997; Заваденко Н.Н., 2000 и др.).

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Для детей с синдромом характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна у них всегда меньше нормы. В двигательной сфере обычно обнаруживается нарушения двигательной координации и несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали, что двигательная активность детей с СДВГ на 25-30% выше, чем у других детей (даже во сне).

Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5 – 1,7 года. Кроме того, гиперактивные дети  характеризуются слабым развитием тонкой моторной координации; беспорядочными, неловкими движениями; постоянной внешней «болтовней», указывающей на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудностями планирования; слабой психоэмоциональной устойчивостью при неудачах; низкой самооценкой; упрямством, лживостью, вспыльчивостью и агрессивностью. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивных детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудно исправляемая.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. В домашней программе коррекции детей с СДВГ должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что поступки ребенка не являются умышленными;
  • не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  • повторяйте свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
  • уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  1. Организация режима дня и места для занятий:
  • установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  1. Специальная поведенческая программа:
  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте (кресло, стул) после совершения поступка. Не наказывайте ребенка лишением прогулки или еды;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте листок на стену, подпишите двусторонний договор (ребенок-родители) на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  • расскажите гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните, что:

—  Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия» и прощения. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

— Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

— Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка. Программа коррекции гиперактивных детей в условиях детского сада должна опираться на когнитивное развитие:

  1. Изменение окружения:
  • изучите психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
  • измените режим занятий с включением физкультминуток;
  • предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к Вам за помощью в случае затруднения;
  • направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, полить цветы и т.д.
  1. Создание положительной мотивации на успех:
  • введите знаковую систему оценивания;
  • чаще хвалите ребенка;
  • режим дня должен быть постоянным;
  • избегайте завышенных или заниженных требований к ребенку с СДВГ;
  • используйте на занятиях элементы игры и соревнования;
  • давайте задания в соответствии с возможностями ребенка;
  • большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
  • создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
  • игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
  • стройте процесс воспитания на положительных эмоциях;
  • помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
  1. Коррекция негативных форм поведения:
  • способствуйте элиминации агрессии;
  • терпеливо обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
  • профессионально регулируйте его взаимоотношения с другими детьми.
  1. Регулирование ожиданий:
  • объясните родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;
  • объясните родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Помните, что:

— Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами;  2) после 8-ми летнего возраста ребенка; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

— Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

— Эффективные результаты коррекции СДВГ достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологические и педагогических методов.

 

Сиротюк А.Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации /Дошкольное воспитание. 2007. №8.

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930