Чтение вслух
Есть множество способов читать: в метро с телефона, с фонариком под одеялом, по слогам в классе. Но один из лучших — читать ребёнку вслух. Преимущества не сразу бросаются в глаза, особенно если вас в 18-й раз просят продекламировать слова чудовища голосом чудовища (это потом как-то само получается). Но ученые спешат с утешением: это действительно ценно и для умственного, и социально-эмоционального развития человека.
Для детей прошлых поколений книга была единственным окном в мир, в экзотические страны, в далёкие галактики, теперь у них много окон — только успевай закрывать. Ну и поглядывать, не влезло ли туда какой гадости. И у любой книги сегодня есть более дешёвые и шумные конкуренты: быстрые способы получения информации, развлечения, которые требуют включения не старшего члена семьи, а только компьютера.
А ещё про чтение вслух есть резонное возражение от уставших родителей детей постарше: «Но ведь он уже умеет читать сам! Зачем я буду это делать? Пусть тренирует навык». Такая точка зрения пользуется популярностью. Дошкольникам взрослые читают активнее, но уже в начальной школе папы и мамы оставляют это занятие, поскольку маленький Филиппок, кажется, уже выучил буквы.
На самом деле, уровень чтения глазами у ребёнка часто отстает от его уровня понимания текста на слух. Скажем, самостоятельно он готов читать только истории про Квака и Жаба, а в вашем исполнении вникает в «Хоббита» и «Таинственный сад». В этом тоже есть смысл. Впрочем, обо всём по порядку.
Итак, почему же всё-таки стоит продолжать делать то, что делали люди до эпохи Цукерберга, в эпоху Гутенберга, — читать вслух.
1. Когнитивные способности. Читать ребёнку — один из наиболее лёгких способов сделать его умнее. Чтобы понять, как это работает, можно оттолкнуться от вербальных навыков. В первую очередь дети, которым читают, слышат сложную речь. Да, тексты про ведьм и танцующих пингвинов — это более сложная лексика по сравнению с бытовыми выражениями «ешь кашу, не клади кашу в шапку.»
По данным недавнего исследования Университета штата Огайо, уже в пятилетнем возрасте разрыв в количестве слов, которым обладают дети из читающих семей и нечитающих, составляет сотни тысяч языковых единиц. Ученые нагоняют страху, заявляя, что цифра стремится к полутора миллионам, при этом они сравнивают ребят, которым не читали вовсе, и детей, которым читали по пять книг в день. Серьёзно звучит, если не брать в расчет, что томик для трёхлеток может состоять из двух-трех предложений и кучи радостных картинок. Видимо, секрет не в количестве, а именно в самом факте чтения.
Одновременно, помахивая измерительными приборами, учёные доказывают, что количество слов в детском лексиконе мощно коррелирует с уровнем интеллекта. Чем дальше, тем более разрыв, ведь те сотни тысяч слов, которыми вы старательно снабжали ребёнка, влияют на академическую успеваемость, которая в начальной школе состоит как раз из умения прочитать и разобраться в прочитанном. Навыки аудирования, письма и разговорной речи, фонематический слух и уровень понимания того, что бормочет у доски учитель, — всё это зависит от того, слышал ли ребёнок в семье сложноподчиненные предложения. Впрочем, это очевидно.
Невозможно от младенческой потешки «в ямку — бух!» перейти к пониманию текста из учебника. Между этими событиями должна лежать дорога, вымощенная детскими книгами.
Исследователи, не стесняясь, ставят в заголовки научных работ такие формулировки, которые прямо связывают детское чтение и коэффициент IQ: например, работа 2014 года, многомерный анализ близнецов от 6 до 17 лет, так и называется — «Обучение чтению улучшает интеллект?», и лишь научная скромность заставила специалистов поставить вопросительный знак в конце предложения.
Заметим, что не стоит делать большого различия между чтением ребенку как таковым и обучением чтению. Потому что второе как раз начинается с того, что папа садится и показывает, как все работает на деле: сидишь на диване, ведешь пальцем по странице и переносишься прямиком в гости к дракону.
2. Эмпатия, понимание других. Прелесть книг не только в интеллектуальных переживаниях, но и в эмоциональных. Чтение помогает ребёнку получить опыт, с которым в реальной жизни сталкиваться не обязательно. Чувство, что дракон, к которому только что пришли без оружия, голоден, а святой Грааль вырвали у тебя из-под носа, невероятно обогащает. Умение встать на точку зрения другого, понимание его мотивов, его модели психического развивается, пока вы читаете ребёнку историю сироты.
Исследований тут тоже достаточно: в Кембридже, например, выяснили, что художественная литература — как раз то средство, которое помогает юношеству прокачивать эту тайную мышцу — умение сочувствовать и понимать других. А голландские учёные опубликовали работу, доказывающую: юные любители волшебных миров более чутки и терпимы к другим. Благодаря чтению «Гарри Поттера» дети из начальных и средних школ смогли избавиться от предрассудков к маргинализированным группам: просто в какой-то момент ты понимаешь, что «грязнокровки» и «иммигранты» суть небольшая разница.
Вообще, если говорить о модном ныне эмоциональном интеллекте, то чтение художественной литературы даст сто очков многим специальным техникам. Здесь и специальный лексикон для разговора о чувствах, и поиск себя, и сопереживание другим.
3. Образное мышление. Здорово, что сегодня можно получить наглядные доказательства: вы читаете ребёнку неспроста. Ведь иногда становится обидно: читаешь, а человек не слушает, будто вы не сказку читаете, а стиральная машина гудит.
Взволнованные американские исследователи изучили мозг детей при помощи МРТ, пока те слушали запись рассказов и фоновых шумов. Оказалось, эффект совершенно разный. Во время чтения мозг проявляет сильную активность в тех частях, которые связаны с повествовательным пониманием и визуальными образами.
Причем — любопытная штука — чем более стимулирующая среда была создана у детей дома (или, проще говоря, чем больше им читали родители), тем активнее отзывался мозг на истории. Ну да, исследования проводились на маленьких детях — от трёх до пяти, но это вовсе не значит, что преимущества чтения пропадают у более старших слушателей.
Если вы рассказываете про единорога, пляшущего на крыше гаража, человеку нужно включить воображение: представить гараж, понять, где у него крыша, нарисовать мысленно единорога и даже создать некий рисунок его танца. Мозгу есть отчего прийти в возбуждение.
4. Социальное развитие, управление вниманием. Многие родители и специалисты рассказывают, насколько нынче испортились дети: трудности со вниманием, гиперактивность, клиповое мышление. Хотя, возможно, вместо того чтобы нервничать, мы могли бы просто взять в руки книгу. Есть научные данные, которые свидетельствуют о благотворном влиянии родительского чтения на поведение детей. Оно помогает снизить риск развития проблем с вниманием и гиперактивностью.
Эксперты не вполне понимают, почему это работает, но у них есть несколько предположений. Например, есть версия, что совместное чтение делает всех «счастливее» и детям нужно меньше хулиганить, чтобы привлечь внимание взрослого. А тот в свою очередь получает больше радости от взаимодействия, особенно когда в книжке хороший конец. Другой вариант: у детей лучше развивается социально-эмоциональная сфера, потому что они получают некие модели поведения в сложных ситуациях, инструментарий, пусть даже в виде новой лексики, для решения своих задач. Понимание, что не ты один сегодня топал ногами и не только тебе тяжело усидеть в опере, помогает ребенку контролировать свое поведение.
5. Улучшение памяти. Слушать, как родитель, время от времени пытающийся провалиться в сон, читает о приключениях, — тяжёлый труд. Не только потому, что все время нужно кого-то будить, но и потому, что важно удерживать в памяти всех плохих персонажей, представляющих опасность, все возможные пути спасения (чтобы подсказать, если что), ну и события предыдущих восьми томов. И этот труд не проходит для ребенка даром.
Вообще, связь памяти и чтения вслух задокументирована на людях, которые сами читали вслух. Есть основания полагать, что на память слушателей это влияет не менее позитивно.
6. Снятие стресса. Если вы выбираете не сборник «Самые кровавые убийства столетия», то чтение вполне себе может способствовать расслаблению. Об этом нам говорят исследования британских нейропсихологов. Эксперименты, правда, проводились на взрослых людях, но нет оснований полагать, что на детей это будет действовать как-то принципиально иначе.
Выяснилось, что спустя уже шесть минут чтения у испытуемых замедлялся сердечный ритм, снижалось мышечное напряжение и (об этом не написано, но хотелось бы думать) они переставали дрыгать ногой. Чтение расслабляло людей гораздо эффективнее, чем прогулки на свежем воздухе или прослушивание любимых композиций.
7. Это приятно. Да, среди всех занятий, которыми мы можем порадовать детей, чтение — одно из самых замечательных. Оно увлекает. Перемещает нас в пространстве и времени. Позволяет останавливаться и общаться, смеяться и грустить, обниматься или стоять на руках. Ну а кроме того, вы в процессе работаете живой рекламой чтения.