Семейное воспитание с ОВЗ
Взаимодействие родителей и специалистов при семейном воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возраста
История создания и развития служб ранней помощи.
• В 1992 году Ленсовет принимает решение о создании и финансировании городской приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев».
• Специально для реализации программы создается негосударственная организация «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства».
• В 1998 году в рамках городской приоритетной медико-социальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды» начинается распространение опыта Института по районам Санкт-Петербурга.
Служба в Великом Новгороде начала свою работу в сентябре 2000 года, первоначально являясь обособленным подразделением (филиалом) негосударственного образовательного учреждения (НОУПК) «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства».
• Первые два года практическая деятельность велась в рамках проекта «Создание системы помощи детям от 0 до 3 лет с особыми потребностями».
В городе Москве первая служба ранней помощи была открыта в 1995 году на базе психолого-медико-социального центра Северного окружного управления образования.
В 2006 году Департаментом образования города Москвы было принято Положение о СРП, в 2007 в Москве открыто 10 СРП, в 2010 году работает уже 61, в 2011 – 91 СРП.
Тезаурус
• Инклюзив (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю)
• Интегра’ция (лат. Integratio – соединение) — объединение в целое частей или элементов в процессе развития
• Специа’льный (лат. specialis) связанный с отдельной, обособленной отраслью общественной жизни. Специальное образование (в отличие от общего).
• Корре’кция (лат. Сorrectio — исправление ).
• Реабилитация (франц. геаbilitation, лат. re — повторно, обратно + habilis — приспособленный, удобный) — комплекс мероприятий (медицинских, педагогических и социальных), направленных на восстановление утраченных функций и повышение общебиологических способностей
• Абилитация (лат. abilitatio; habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни.
• Качество жизни — совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ
Ограничение возможностей здоровья — любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Ранняя помощь — семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего детского возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций либо отклонения от них, а также риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей.
Инновация (англ. innovation) – обновление, новшество или
изменение.
• Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового.
• Педагогическая инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное образование — совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Инклюзивное образование:
• признает, что все дети могут учиться
• признает и уважает различия у детей: возраст, пол, происхождение, язык, проблемы развития, наличие ВИЧ и туберкулеза и др.
• заставляет образовательные структуры, системы и методологии отвечать нуждам всех детей
• является частью более обширной стратегии продвижения идеи инклюзивного общества
• представляет собой динамический и постоянно развивающийся процесс
Создание нормативно — правовой базы
• Постановление Правительства РФ от 12.09. 08 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ»;
• Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.08 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами»;
• Новое положение о ПМПК;
• Положение о службе практической психологии ;
• Письмо Минобразования России от 27.03.00 г. N 27901-6 «О ПМПконсилиуме образовательного учреждения»;
• Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
• Гос.программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)»;
• Новые инструкции о комплектовании;
• Создание региональных типовых образовательных маршрутов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
• взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей.
Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами»
Приложение. «Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации»
• Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и
(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Служба ранней помощи
Служба создается для детей в возрасте от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.
Цели:
• организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение;
• подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.