Лекотека
Цель:
обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности
детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям.
- Лекотека является структурным подразделением государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования.
- Лекотеки организуются для детей, которые не могут посещать государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Образование и поддержка семьи
Часть абилитационной работы выполняется дома, семьей, которая осуществляет уход за ребенком.
Для этого необходимо:
- дать родителям нужную информацию;
- обучить важным навыкам: организации обычных ежедневных процедур, когда речь идет о кормлении, переодевании или купании, и специальных домашних занятий, таких, как гимнастика, чтение,
развивающие игры и просто умению понимать своего ребенка, общаться с ним, выражать ему свою любовь; - оказать родителям эмоциональную поддержку: специалисты оказывают ее, внимательно выслушивая родителей, обсуждая с ними важные для них вопросы на индивидуальных занятиях;
- также родителям предлагаются такие услуги, как группы взаимной поддержки.
Специфика
Игровой сеанс
• Игровой сеанс – это форма работы педагога-психолога в Лекотеке и Службах ранней помощи с ребенком и его родителем, или другими членам семьи, преимущественно занимающимися воспитанием ребенка. На игровом сеансе могут также присутствовать другие члены семьи и лица, принимающие участие в воспитании ребенка.
• Игровой сеанс направлен на решение основных задач Службы ранней помощи и Лекотеки: реализацию индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка, оценку динамики психического развития и психологического состояния ребенка, нормализацию детско-родительского взаимодействия и преодоление поведенческих проблем ребенка, решение психологических проблем ребенка и его окружения.
Работа с родителями
• обучение родителей (законных представителей), специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;
• помощь родителям (законным представителям) в подборе адекватных средств общения с ребенком;
• поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей;
•Получение информации от ближайшего окружения;
•Диагностика в рамках программ ранней помощи и коррекционных программ: если специалисты используют при планировании индивидуальной работы с ребенком определенную коррекционную программу, соответствующую возрасту и функциональному уровню ребенка, проводятся диагностические пробы, предусмотренные программой;
•Диагностика социального окружения ребенка: главными задачами диагностики являются: прояснение запросов семьи, трудностей и ресурсов семьи, потребностей семьи, для того, чтобы по результатам анализа полученной информации запланировать работу по психолого-педагогическому сопровождению семьи;
•Психологическое обследование семьи: при психологическом обследовании семьи могут быть использованы традиционные методы семейной психологии.
Домашний визит
• С целью обследования семьи и ребенка в различных режимных ситуациях в естественной среде педагогом-психологом или социальным педагогом 2 раза в год осуществляется выезд на дом воспитанников
продолжительностью до 3-х часов.
• При наличии у ребенка выраженного нарушения развития, не позволяющего регулярно посещать лекотеку, предусматривается выезд специалиста (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) на дом.
• Продолжительность домашнего визита специалиста составляет от 2-х до 3-х часов (1 час на занятие с ребенком, от 1 до 2 часов на консультирование родителей (законных представителей).
Дети группы риска
- Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.
- Дети биологической группы риска:
- Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм
- Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель
- Дети, перенесшие асфиксию в родах.
- Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии.
- Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии:
- Снижение слуха 2-4 степени.
- Слепота, слабовидение.
- Церебральные и спинальные параличи любой этиологии.
- Генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.).
- Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.).
- Врожденные аномалии развития:
- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.);
- аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т. п.).
- тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п..
- Злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.)
- Серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.
Группы кратковременного пребывания
«Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Группа создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методической поддержки родителей.
«Особый ребенок» — для детей-инвалидов в возрасте от 3 месяцев до 7 лет.
Группа создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.
Образовательное пространство для детей группы риска, включая детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста
СРП
консультационный центр
инклюзивные группы
группы кратковременного пребывания
группы детей с ОВЗ
группы для детей со сложной структурой дефекта
особый ребенок
детский сад комбинированного вида
детский сад предшкольного возраста