postheadericon Практика

Методики выявления отклонений в речевом развитии детей раннего возраста

Из опыта практической работы с детьми третьего, четвёртого года жизни

В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства.

В течение двух десятилетий Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трех лет жизни.

Суть концепции
Суть этой концепции заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями, в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных в период с 1991 по 1998 г. снизилась с 48,3 до 36,5%.

Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.).

Необходимость мер по ранней диагностике и коррекции в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей (Урядницкая Н.А.).

По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5-36,55%.

Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем (Урядницкая Н.А., Баранов А.А.).

Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются:

  • речевые расстройства — 50,5%,
  • расстройства эмоционально-волевой сферы — 29,2%.
  • Все чаще встречается диагноз «ранний детский аутизм» — 12,3%; нарушения поведения и внимания — 7,7%;
  • повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов — 9,2% (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.).

Авторский коллектив Института коррекционной педагогами РАН предлагает модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, включающую 4 блока:

1-й блок
2-й блок
3-й блок
4-й блок

Л.С. Выготский указывал, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения.

Сроки обучения определяются сензитивными периодами в развитии каждой функции. Именно в эти периоды обучение оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным.

Оптимальные сроки обучение для каждого ребенка определяются зоной его ближайшего развития, то есть обучение опирается не только и не столько на созревшие функции ребенка, сколько на
созревающие.

 

Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего.

Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции.

 

Речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации.

И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.

 

В 1992 г. в России, в Санкт-Петербурге, был создан Институт раннего вмешательства (ИРАВ), в котором разрабатывается программа «Абилитации младенцев».

Программа «Абилитация младенцев» (Кожевникова Е.В., Чистокович Л.А., 1993) включает три раздела:

  • первый — организация скрининга младенцев;
  • второй — определение уровня развития;
  • третий — создание (в рамках города) условий для стимуляции и развития детей с отставанием или риском отставания в развитии.

Наиболее сложным и дискуссионным в настоящее время является вопрос о диагностике нарушений речевого развития детей третьего года жизни.

В то же время потребности практики логопедии диктуют необходимость создания методик диагностики нарушений развития речи детей третьего года жизни.

Их разработка должна быть ориентирована на закономерности речевого онтогенеза.

  • Это позволило апробировать скрининговую методику изучения психомоторного развития детей с ПЭП (шкала Гриффитс).
  • Эта система позволяет количественно и качественно оценивать психомоторное развитие ребенка с ПЭП в возрасте от одного месяца до двух лет жизни.
  • Данная методика доступна и проста в использовании.
  • Применяя ее, можно вести лонгитюдное исследование — как родителям, так и специалистам.
  • Таким образом, общую диагностику психического и речевого развития детей смогут самостоятельно проводить родители, медицинские работники, а в кабинете здорового ребенка при детских поликлиниках — логопеды и психологи детских поликлиник.
Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930