postheadericon Тревожность и ее проявления у детей

Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
При всем смысловом различии термина «тревога» исследователи используют его чаще в двух основных значениях, которые взаимосвязаны, но относятся к совершенно разным понятиям. Речь идет о смешении в одном термине двух понятий тревоги: как психологическом состоянии и как свойства личности «тревожности».
В первом случае термин «тревога» используют для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуют субъективные ощущения напряжения, ожидания неблагоприятного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции; восприятия отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником опасности.
Во втором случае тревожность как черту, свойство личности характеризуют относительно устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Тревожность как черта или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и интенсивно у человека возникает состояние тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность значительно в большей степени, чем личность с низким ее уровнем. Следовательно, люди с высоким уровнем тревожности более подвержены влиянию стресса и склонны переживать состояние тревоги значительно чаще, чем с низким ее уровнем.
Тревога – это ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию. Она вызывает психологическое состояние, которое выражают в переживаниях, опасениях и нарушении покоя, обусловленных возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного или желанного.
Психологические исследования разных уровней дают много примеров провоцирования тревоги отсрочкой подкрепления, когда ребенку обещают что-либо для него приятное, например, какой-нибудь подарок, и отсрочивают исполнение обещания. В такой ситуации он обыкновенно томится в ожидании, беспокоясь, получит ли обещанное. Тревога возникает чаще при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько тревогой, сколько надеждой на то, что все таки неприятности не будет.
При оценке происхождения тревоги и страха эти состояния иногда разграничивают по условиям возникновения (тревогу соотносят с угрозой целостности личности, а страх – с угрозой физическому существованию), а также по особенностям структуры и степени сложности. При последнем подходе тревогу можно оценивать как результат взаимодействия страха с другими аффектами и аффективно-когнитивными структурами: враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение.
Важно различать также нормальную и патологическую тревогу. Отчасти это связано с дихотомическим разделением тревоги и страха, причем тревогу в этом случае рассматривают в основном как феномен психопатологический, а страх относят к нормальным или патологическим явлениям, в зависимости от структуры состояния, в которой его наблюдают. Принципиальное разделение нормальной и патологической тревоги приводит к выделению многочисленных разновидностей: нормальной, ситуационной, невротичной, психологической. Однако ее расценивают и как единое по сути явление, которое может приобретать патологический характер при неадекватном усилении тревоги, генерализации ее или смещении тревожных реакций к специфическим стимулам.
Обычно тревожные дети очень неуверенны в себе, их самооценка неустойчива. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Такие дети, будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих. Они ведут себя примерно дома, в детском саду и школе. Дети стараются точно выполнять требования родителей, воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Их называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер. Ребенок делает все, чтобы избежать неудачи. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе (конечно же, бывают и исключения), но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушением в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.
Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность, но далеко не каждый такой ребенок становится тревожным. В данном вопросе многое зависит от способов общения родителей с ним. При неправильной организации взаимодействия «взрослый – ребенок» у последнего могут появиться предпосылки к тому, чтобы войти в категорию «тревожная личность».
Усилению в ребенке тревожности также могут способствовать завышенные требования со стороны родителей и воспитателей. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, он испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Многие авторы отмечают, что в основе робости и агрессивности, страхов, вялого безразличия могут лежать механизмы тревоги. Ее вызывает внутренний конфликт, столкновение в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие из разных источников (или даже из одного источника):
– родители могут противоречить сами себе, то разрешая, то грубо запрещая одно и то же;
– ребенку предъявляют требования, которые ему не по силам, не по детским возможностям;
– предъявляют требования, которые ранят ребенка, ставят его в зависимое положение.
В первом случае ребенок мечется между двух полюсов, пытаясь совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы.
Во втором – дети страдают от жгучего чувства невозможности достичь тех высоких «жизненных стандартов» (в учебе или каких-то других делах), которые сами считают для себя обязательными.
В третьем – любовь и привязанность к близкому человеку вступают в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от этого человека.
Тревога проникает в душу ребенка лишь когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.
К ним относят следующие потребности:
– близость, привязанность к человеку или группе людей;
– физическое существование (пища, вода, свобода от физической угрозы);
– независимость, самостоятельность, признание права на собственное «Я»;
– самореализация, раскрытие своих способностей, скрытых сил;
– цель, смысл жизни.
Существуют и другие потребности, неудовлетворение которых вызывает тревожность. Некоторые из них заключаются в достижении успеха, лидерстве. Их не относят к числу основных, так как они могут играть большую роль в жизни одного ребенка, но начисто отсутствовать у другого.
Одним из важнейших причин детской тревожности является не открытое пренебрежение интересами ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь, которая порождает в нем внутренний конфликт. Сутью тревоги являются внутренние противоречия детской души. В этой ситуации они выступают особенно ясно. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая отталкивает от них. Он ощущает их любовь, но одновременно чувствует и постоянный страх ее потерять.
Школьное обучение всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение и делает его эффективнее. В данном случае тревога выступает как фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Между тем, когда ее уровень превышает этот определенный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он либо устраняется от деятельности (как бы теряет к ней интерес), либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. Это усиливает страх неудачи: тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
Еще одна важная причина повышенной тревожности младших школьников – недостаточный уровень физической и интеллектуальной зрелости, который наблюдают у многих детей. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом. Из него дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другого отличает медленность и тугодумие, третьего характеризуют упрямство и агрессивность. Со временем шероховатости характера сгладятся и способности детей более или менее выровнятся. Произойдет это при условии, что они не почувствуют отвращения к школе и учебе.
Формы борьбы ребенка с тревожностью:
– выработка ритуальных, магических действий, которые защищают от возможной опасности (особенно ритуал завязывания шнурков на ботинках, пересчитывание окон при ходьбе, не наступать на трещины на асфальте и многое другое). В конце концов, первоначальный страх (например, перед двойкой) сменяется иным страхом забыть о спасительном ритуале. Чтобы избавиться от этого страха, вырабатывают другой ритуал и так до бесконечности;
– фантазирование. В нем ребенок разрешает свои неразрешенные конфликты. В мечтах находят удовлетворение его не воплощенные потребности. Между тем фантазии тревожных детей, как правило, лишены реальности. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя ей. Тревожные фантазии не имеют ничего общего с фактическими возможностями, способностями и перспективами ребенка;
– односторонние увлечения, которые, полностью захватывая воображение, не оставляют мест ни для каких других интересов;
– агрессивное поведение. Один из самых известных способов, который так часто выбирают тревожные дети. Он основан на простом умозаключении: чтобы ничего не бояться, надо сделать так, чтобы боялись меня. Тревога является важнейшим источником агрессивного поведения. Маска агрессии тщательно скрывает тревожность не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у него наблюдают все ту же тревожную растерянность, неуверенность и отсутствие твердой опоры.
Более активные дети начинают проявлять агрессию для защиты своего «Я» и самооценки. В то же время у более слабых, рефлексивных детей нарастает напряженность и тревога;
– апатия, вялость, безынициативность – один из частых исходов тревожных переживаний. Конфликт между противоречивыми стремлениями оборачивается отказом от них. Ущемление интересов ребенка ведет к их потере, неудовлетворению основных потребностей и к снижению их уровня. Наиболее частым источником апатии являются завышенные или непоследовательные требования взрослых к ребенку. Демонстративное безразличие, инертность, отсутствие живых эмоциональных реакций мешают распознавать тревожную подоплеку этого состояния.
Еще один путь избавления от тревог – перевод их в болезнь. Каждому из личного опыта известно, что состояние тревоги нередко сопровождают сердцебиение, тошнота, боли в животе, обильное потоотделение, чрезвычайно разнообразные телесные симптомы. Такое болезненное расстройство может не только стать постоянным спутником тревоги, но и заменить ее. Эмоциональное состояние ребенка приходит в норму, но за счет ухудшения его физического состояния. Как правило, заболевания в таких случаях облегчают жизнь ребенка, снижая уровень требований к нему, вынуждая взрослых, до сих пор безразличных к его потребностям, позаботиться о нем.
Наиболее существенными причинами возникновения страхов, тревожности, агрессивности и фрустрационных реакций являются индивидуальные особенности ребенка, нереализованность основных психологических потребностей личности и особенности семейного воспитания. Данные эмоции, как и любые другие переживания, являются полезными, когда точно выполняют свои функции. При длительном воздействии психотравмирующих ситуаций каждая из них может приобретать патологический характер, который в свою очередь влияет на дальнейшее патохарактерологическое развитие личности в целом.

Литература
1. Крюков М.П., Кулганов В.А., Чигирев В.А. Методическое пособие по применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Вариант для автоматизированной обработки опросника. – СПб.: ВИККА имени А.Ф. Можайского, 1993.
2. Кулганов В.А., Амиреева И.Т., Жанибекова С.С., Жумахметова Б.К., Камбаралиева И.Т. Причины и особенности агрессивного поведения дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 10(125).
3. Кулганов В.А., Амиреева И.Т., Жанибекова С.С., Жумахметова Б.К., Камбаралиева И.Т. Влияние семейных отношений на психику ребенка // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 1(126).
4. Кулганов В.А., Верещагина Н.В. Консультирование в работе детского практического психолога: учебное пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
5. Кулганов В.А. Коррекция агрессивного поведения детей // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 7(112).
6. Кулганов В.А. Особенности адаптации детей к условиям детского сада // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 4(109).
7. Кулганов В.А. Ошибки воспитания и невротизация детей // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 2(107).
8. Кулганов В.А. Психогимнастика как метод коррекции психоэмоционального состояния дошкольников. – 2015. – № 10(115).
9. Кулганов В.А. Психологические аспекты агрессивного поведения дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 6(111).
10. Кулганов В.А., Раева Е.В., Киселева А.В. Влияние семейного воспитания на возникновение агрессивного поведения детей // Дошкольная педагогика. – 2018. –№ 10(145).
11. Кулганов В.А., Раева Е.В. Причины детской нервности // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 2(127).

 

Телефон для связи

+7 (919) 189-13-65

Вы можете заказать звонок и мы перезвоним Вам на указанный номер:

Календарь событий
Август 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл   Сен »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031