О необходимом образовании для ведения профессиональной деятельности
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» к учителю-дефектологу предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Законодательством Российской Федерации установлено нормативное разграничение между высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием.
Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки относятся к образовательным программам высшего образования (часть 3 статьи 12 Закона об образовании).
Программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки относятся к дополнительным профессиональным программам (часть 4 статьи 12 Закона об образовании).
Получение дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) вне зависимости от формата организации образования не приравнивается к получению высшего образования, а диплом о профессиональной переподготовке не может быть приравнен к диплому бакалавра, диплому специалиста, диплому магистра.
Учитывая изложенное, в случае наличия у специалиста высшего образования по программе, например, бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» дает возможность работать учителем-дефектологом, учителем-логопедом (в зависимости от профиля реализованной программы).
Одновременно, наличие у специалиста высшего образования, например, экономиста или юриста, а также профессиональная переподготовка по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» такого права не дает.
Обращаем внимание, что при определении требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, образовательная организация руководствуется квалификационными справочниками и (или) профессиональными стандартами.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Закона об образовании прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.